Борис Годунов

 

 

Борис Годунов

 

 Автопортрет Шаляпина в роли царя Бориса

     «Никто так, как Мусоргский, не культивировал в музыкальном театре исключительно национальный, русский эпос. В глубинах панславянского языка он сумел найти созвучность страданиям и радостям каждого человека, которые выразил совершенными и всегда современными средствами», — говорил о Мусоргском Густаво Маркези

     Действие пушкинской трагедии «Борис Годунов» происходит в «смутное временя» начала XVII в. - одну из переломных эпох в истории русского народа. Фабула пьесы позволяла провести смелые параллели с новейшими временами. Поэтому, когда друг Мусоргского, видный историк профессор В. В. Никольский подал композитору мысль обратить внимание на драму А.С. Пушкина, тот воспринял эту идею с энтузиазмом.

     «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей, — писал он, предвкушая возможность претворить в жизнь актуальную тему взаимоотношения царя и народа. — Это моя задача. Я попытался решить ее в опере».

 Борис Годунов

     Работа над оперой началась осенью 1868 г. Мусоргский сам написал либретто (используя материалы «Истории государства Российского

Н.М. Карамзина и другие исторические документы), несколько сократив количество сцен и действующих лиц, а также переписав некоторые стихи.

     По мере сочинения отдельные сцены исполнялись в кружке «кучкистов», собиравшихся то у А.С. Даргомыжского, то у сестры Глинки Л. И. Шестаковой. «Радость, восхищение, любование были всеобщими», — вспоминал В. В. Стасов.

     Осенью 1870 г. партитура оперы в четырех частях была представлена в дирекцию  императорских театров, однако те ее отвергли.

Лишь благодаря активной поддержке передовых артистических сил 27 января 1874 г. премьера «Бориса Годунова» состоялась. Успех ее был огромен.

    Однако вскоре оперу стали давать с произвольными сокращениями, а в 1882 г. вообще сняли с репертуара. «Ходили слухи, — писал по этому поводу Н. А. Римский-Корсаков, — что опера не нравится царской фамилии; болтали, что сюжет ее неприятен цензуре».

     «Борис Годунов» был возобновлен в Петербурге много лет спустя (1896 г.) на частной сцене в редакции и инструментовке Н. А. Римского-Корсакова. Исполненная в этой редакции на сцене Русской частной оперы С. И. Мамонтова в 1898 г., опера снова получила полное признание. Партию царя Бориса пел Ф. И. Шаляпин.

 

БОРИС ГОДУНОВ

Опера в четырех актах (восьми картинах) с прологом (из двух картин)

 

Либретто М. П. Мусоргского

 

Действующие лица:

 

Борис Годунов…………………………………………………………………………………......................баритон

Федор …………………………………………………………………………………......................меццо-сопрано

Ксения …………………………………………………………………………………………........................сопрано

Мамка Ксении ………………………………………………………………………………….......................низкое

Князь Василий Иванович Шуйский …………………………………………………..........меццо-сопрано

Андрей Щелкалов, думный дьяк ………………………………………………………………...............тенор

Пимен, летописец-отшельник………………………………………………………………................баритон

Самозванец под именем Григория (на воспитании у Пимена).................................бас

Марина Мнишек, дочь сандомирского

воеводы …………………………………………………………………………………………….......................тенор

Рангони, тайный иезуит ……………………………………………………………….............меццо-сопрано

Варлаам ……………………………………………………………………………………………...........................бас

Мисаил …………………………………………………………………………………………….........................тенор

Шинкарка ………………………………………………………………………………...................меццо-сопрано

Юродивый ………………………………………………………………………………………..........................тенор

Никитич, пристав ………………………………………………………………………………….......................бас

Митюха, крестьянин ……………………………………………………………………………….....................бас

Ближний боярин …………………………………………………………………………………......................тенор

Боярин Хрущов ………………………………………………………………………………….......................тенор

Лавицкий …………………………………………………………………………………………….........................бас

Черниковский ………………………………………………………………………………………........................бас

 

 

Бояре, боярские дети, стрельцы, рынды, приставы, паны и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский.

 

Место действия: Москва, литовская граница, замок в Сандомире, Кромы.

Время действия: 1598–1605 гг.

 

 А. П. Месняев в роли Бориса Годунова

Краткое содержание

 

     Во дворе Новодевичьего монастыря пристав угрозами заставляет собравшийся народ просить боярина Бориса Годунова принять царский венец. Борис упорно отказывается от престола. Об этом сообщает народу думный дьяк Щелкалов. Проходят «святые старцы» — калики перехожие, ратующие за избрание Бориса. Пристав оглашает указ бояр — завтра все должны быть в Кремле и ждать там приказаний.

      На следующее утро народ, собравшийся перед Успенским собором, покорно славит Бориса, согласившегося венчаться на царство. Но торжество не радует государя — тягостные предчувствия терзают его.

      В келье Чудова монастыря старик-отшельник Пимен пишет правдивую летопись о Борисе, повинном в гибели законного наследника престола — царевича Димитрия. Подробностями убийства заинтересовался молодой инок Григорий Отрепьев. С волнением он узнает, что царевич был его ровесником, и принимает дерзкое решение: назваться Димитрием и вступить в борьбу с Борисом.

     Григорий появляется в корчме на литовской границе вместе со случайными попутчиками — беглыми монахами Варлаамом и Мисаилом. Входят приставы: они разыскивают беглого еретика Гришку Отрепьева. Читая царский указ, Гришка называет приметы Варлаама. Мнимого преступника схватывают, но обман обнаруживается, и Самозванцу приходится бежать.

     Царский терем в Кремле. Борис утешает свою дочь Ксению, горюющую об умершем женихе. И в семье и в государственных делах нет царю удачи. Тщетны его старания заслужить любовь народа, мучительны воспоминания о совершенном преступлении. Князь Василий Шуйский, хитрый и коварный царедворец, приносит известие о появлении в Литве Самозванца, назвавшегося именем Димитрия, которого поддерживают король и паны. Борис в смятении. Он сурово допрашивает Шуйского — свидетеля смерти Димитрия, действительно ли погиб царевич? Однако дослушать рассказ Борис не в силах: ему мерещится призрак убитого младенца.

     Девушки развлекают песнями скучающую в Сандомирском замке Марину Мнишек. Честолюбивая полька, мечтающая занять престол московских царей, хочет пленить Самозванца. В интересах католической церкви этого требует от нее и иезуит Рангони.

Вместе с толпой веселящихся панов Марина выходит из замка в сад. Здесь ее поджидает Самозванец. Хитростью и лаской Марина разжигает его любовь. Она будет принадлежать ему, когда во главе польского войска Самозванец овладеет Москвой и станет властелином Руси.

      Площадь перед собором Василия Блаженного. Народ жадно ловит слухи о приближении Самозванца. Он верит, что Димитрий жив и спасет его от произвола Бориса. Начинается царское шествие. Голодный люд протягивает руки с отчаянной мольбой: «Хлеба!». Жалкий Юродивый бросает в лицо самодержца тяжкое обвинение: он просит Бориса зарезать обидевших его мальчишек, как он зарезал маленького царевича.

     В Грановитой палате Кремля собралась боярская дума. Все взволнованы вестью о Самозванце. Запоздавший Шуйский рассказывает о тайных страданиях Бориса. Неожиданно перед взорами бояр предстает и сам царь, в страхе отгоняющий от себя призрак ребенка. Муки Бориса достигают предела, когда намеренно приведенный Шуйским летописец Пимен повествует о чудесном исцелении слепого, помолившегося над могилкой Димитрия. Царь не выдерживает и падает без чувств. Очнувшись, он зовет сына Федора и, едва успев произнести последние слова напутствия, умирает. Ярким пламенем разгорается крестьянское восстание. На лесной прогалине, близ селения Кромы, народ глумится над Борисовым воеводой, расправляется с попавшимися под руку иезуитами. Варлаам и Мисаил подстрекают взбунтовавшийся народ, рассказывая о пытках и казнях на Руси. Появляется Самозванец, народ радостно приветствует его. Но Юродивый предрекает народу новые невзгоды. «Горе, горе Руси, плачь, русский люд, голодный люд», — поет он.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".