Симфонические произведения. Итальянская симфония

 

 

Симфонические произведения.

Итальянская симфония

      Ранее всего индивидуальность композитора проявилась в инструментальной музыке, и в конечном счете оркестровые сочинения Мендельсона оказались самой долговечной частью его творческого наследия. Не уступают им увертюры.

     Симфонии Мендельсона не столь ровны. Ранняя симфония Мендельсона до минор (1824 г.) удачна по форме, но не оригинальна. Реформационная и Шотландская претендуют на большее, и в них сильнее сказывается личность автора. В обеих немало отличной музыки (особенно в двух первых частях Шотландской), но в целом они не соответствуют заявленной крупной симфонической концепции. Лучшая из симфоний, несомненно, Итальянская: она проникнута весельем, но при этом по-настоящему лирична.

     «Итальянская симфония» - это своего рода дневник путешественника. Впечатления для него Мендельсон собрал во время путешествия по Италии, а конкретным поводом для этой симфонии послужила его поездка по итальянскому югу и посещение Неаполя. Для романтика Мендельсона было естественно увлекаться национальным колоритом, экзотикой, следы чего видны в этой симфонии. Вторая часть симфонии имеет подзаголовок «Шествие пилигримов»: основная тема, слегка меланхолическая, похожа на бесхитростную песню, которую поют паломники, а в это время нижние голоса как бы рисуют их монотонные шаги.

     В этой симфонии главной теме сопутствуют оттеняющие ее фрагменты: как это часто бывает у Мендельсона, отношения между музыкальными мыслями похожи на запев и припев песни или на разные колена танца. Так и здесь основной теме сопутствует еще одна, напоминающая колыбельную доброй нянюшки.

     Мендельсон был первым и единственным композитором, который показал, что романтична не только безумная любовь поэта, но и мирная, домашняя любовь близких людей, что прекрасно не только чрезвычайное и удивительное, но прекрасен уют повседневности, прекрасны картины, которые видишь каждый день. Для этого нужно было обладать взглядом ребенка: для него все внове, его все захватывает, и там, где требовательный ум философа и мятежный ум поэта не увидят ничего примечательного, наивное дитя замрет в изумлении, пораженное прелестью жизни, которая ему только предстоит…

       Финал симфонии похож на итальянский карнавал; в основе музыки тема народного танца – сальтареллы, известного со времен средневековья. Мендельсон, который был не только гениальным композитором, но незаурядным художником-акварелистом, как будто видит все происходящее: то перед его взором проносится с веселым гомоном толпа танцующих, то с притопыванием и прыжками выйдут мужчины, после которых ручейком, словно скользя, растекаются хороводы девушек. Эта картинность, едва ли не визуальность музыки Мендельсона очень романтичны.

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".