Моцарт

 

 

Моцарт Вольфганг Амадей (1756-1791)

 

      С именем Моцарта мы привычно связываем воплощение истинной гениальности. Его образ послужил моделью гения и для А.С. Пушкина в "маленькой трагедии" "Моцарт и Сальери", где "гений и злодейство" разведены по разные стороны духовного бытия и названы "несовместными". И хотя в жизни все сложнее, а известный итальянский композитор Антонио Сальери, живший в Вене и обучавший в свое время Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и Ф. Листа, не мог быть отравителем Моцарта, все же миф на то и миф, чтобы грубо и зримо воплощать примеры добра и зла, дабы люди даже со слабым духовным зрением и слухом не могли перепутать одно с другим.

     Природа щедра на таланты, но скупа на гениев - другим Моцартом она человечество больше не одарила. Моцарт прожил всего 36 лет - срок жизни, который загадочным образом (плюс-минус один-два года) отмерялся и многим другим гениальным творцам - Джорджоне, Рафаэлю, Г. Перселлу, К.М. Веберу, Ф. Мендельсону-Бартольди, Ф. Шопену, Ж. Бизе, Дж. Байрону, А.С. Пушкину, А. Рембо, В. Ван-Гогу и многим, многим другим.

     Гений - это, конечно, огромный дар, но и не меньшая трудоспособность. Творческое наследие Моцарта поражает своим объемом и многообразием. Написанного им хватило бы на десяток других творческих судеб - 19 опер, около 50 симфоний, 27 концертов для клавира с оркестром, 5 концертов для скрипки с оркестром, многочисленные концерты для флейты, фагота, кларнета, валторны, арфы в сопровождении оркестра, 27 струнных квартетов, 9 струнных квинтетов, 17 сонат для клавира, 43 сонаты для скрипки и клавира, а также фантазии, вариации, рондо, менуэты для клавира (одно перечисление которых займет немало времени) и, наконец, - бессмертный "Реквием".

      Новаторство Моцарта сказалось во всех музыкальных жанрах, к которым он обращался в своем творчестве - от оперы до симфонии. Гений - это и есть способность все видеть внове, все преобразовывать. Прошло более двухсот лет со дня смерти композитора, но он по-прежнему с нами - его удивительная судьба продолжает привлекать многочисленных исследователей и просто любителей музыки, а любовь к его поразительным по красоте, свету и гармонии произведениям не угасает.

 

     27 января 1756 г. в небольшом городе Зальцбурге, расположенном в районе Альп, в окружении живописных рек, садов и лесов родился Иоганнес Хризостомус Вольфгангус Теофилус Моцарт (родные и близкие стали звать мальчика просто Вольфгангом или Амадео - именно так звучало это имя по-итальянски).

     В то время Зальцбург был столицей маленького княжества, во главе которого стоял зальцбургский архиепископ. Отец Моцарта, Леопольд Моцарт, был довольно известным скрипачом, органистом, педагогом и работал в качестве придворного музыканта и камердинера у зальцбургского вельможи графа Турн.

     Вольфганг - седьмой ребенок в семье. Почти все его братья и сестры умерли в младенчестве. В живых осталась только лишь одна сестра Мария Анна, или, как ласково звали ее в семье, Наннерль. Девочка была старше брата на четыре с половиной года.

     Начальное музыкальное образование Вольфганга и Наннерль проходило под руководством отца. В восемь лет Наннерль начала учится игре на клавесине. Родителям не приходилось напоминать дочери о том, что ей нужно сесть за инструмент. Все чаще к клавесину стал подходить и маленький Моцарт. К великому изумлению отца, малыш, которому едва исполнилось три с половиной года, по слуху безошибочно повторял все пьески, которые разучивала сестра.

     Однажды Леопольд пришел домой вместе со своим другом Шахтнером. Четырехлетний Моцарт сидел за столом, водя пером по нотной бумаге. При этом он погружал в чернильницу не только перо, но и пальцы. На вопрос, что Вольфганг делает  - мальчик ответил, что пишет концерт для клавесина. Отец взял лист нотной бумаги и увидел написанные детским почерком ноты, измазанные кляксами. Сначала ему и Шахтнеру показалось, что это всего лишь детская шалость. Но, вглядевшись, Леопольд Моцарт воскликнул, вытирая слезы радости: "Смотрите, господин Шахтнер, как здесь все правильно и со смыслом!".

     Период с шести до семнадцати лет юный Моцарт провел в непрерывных путешествиях и гастролях. А с 1773 г., напротив, вынужден был безвыездно находиться в провинциальном Зальцбурге, сочиняя по приказанию нового архиепископа церковную хоровую музыку. Лишь через пять лет с великим трудом удалось Моцарту добиться разрешения покинуть Зальцбург. Проездом через Мюнхен и Маннгейм он направился в Париж. 

     В Маннгейме молодой Моцарт встретил 15-летнюю Алоизию Вебер. У Алоизии был прекрасный голос. Для нее юноша пишет блестящие концертные арии, мечтая о том, что девушка станет его женой и будет петь в его будущих операх. Намерение Вольфганга жениться на дочери бедного работника театра привело Леопольда Моцарта в негодование, и он потребовал, чтобы сын немедленно продолжил свой путь в Париж.

     Однако в столице Франции работы для молодого композитора не нашлось. В течение многих месяцев Моцарт жил в грязном номере дешевой гостиницы, перебиваясь грошовыми уроками. Здесь его настиг страшный удар - тяжело заболела и умерла мать. Подавленный, он вернулся на родину - в ненавистный Зальцбург. К счастью, вскоре благодаря разрешению курфюрста Баварского Вольфганг смог отправиться в Мюнхен для сочинения и постановки большой героической оперы "Идоменей, царь Критский" на сюжет из греческой мифологии.

     Премьера "Идоменея" состоялась 29 января 1781 г. С первых же аккордов опера покорила слушателей.

     После блестящего успеха "Идоменея" жизнь в доме ненавистного архиепископа на положении лакея стала для Моцарта еще более невыносимой, и композитор уехал в Вену, где нашел пристанище в бедном доме госпожи Вебер, матери Алоизии. Одна из сестер Алоизии - Констанца - впоследствии стала женой композитора.

     Вскоре после приезда в Вену Моцарту удалось найти трех-четырех учеников, и, главное, получить заказ на сочинение зингшпиля - комической оперы "Похищение из сераля" для Придворного национального оперного театра.

     Премьера состоялась 16 июня 1782 г. Публика устроила композитору овацию. Очень скоро "Похищение из сераля" было поставлено на сценах  других театров.

     Однако, не смотря на это, жизнь в Вене складывалась не просто. Частые выступления в салонах богачей и в открытых концертах, утомительные уроки с учениками, срочное писание всяческих произведений "на случай", постоянная неуверенность в завтрашнем дне - незаметно подтачивали и без того некрепкое здоровье Моцарта.

     1 мая 1786 г. состоялась премьера оперы «Свадьба Фигаро», а в 1787 г. специально для оперного театра в Праге Моцарт вместе со своим другом либреттистом да Понте создал оперу "Дон Жуан". 

     Несмотря на происки завистников и недоброжелателей, император решил дать Моцарту должность камер-музыканта, вакантную после смерти Глюка. Но вместо 2000 талеров годового содержания, которые получал Глюк, Моцарту назначили только 800. Впрочем, Иосифа II мало интересовали творения великого композитора. За все то время, что Моцарт числился на придворной службе, ему заказали лишь несколько десятков танцев для придворных и городских балов.

      "Слишком много за то, что я сделал, и слишком мало за то, что я мог бы сделать", - написал как-то Моцарт на расписке при получении своего жалкого жалованья.

     К этому времени композатору перевалило за тридцать, а его финансовое положение оставалось весьма плачевным. С лихорадочной быстротой сочинял он одно за другим новые произведения: концерты для различных солирующих инструментов с оркестром, квартеты и квинтеты, арии и песни, небольшие танцы. Но издатели обманывали и обкрадывали композитора на каждом шагу. За свои последние ансамбли - шедевры камерной музыки, мало понятые современниками, Моцарт получил смехотворно низкий гонорар.

     Изо дня в день писать "на случаи", разменивать свой огромный талант по мелочам, приспосабливаясь к отсталым вкусам аристократических невежд или обывателей-мещан, было невыносимо. Могучие творческие силы, вызванные к жизни созданием "Свадьбы Фигаро" и "Дон Жуана", искали выхода. Композитор задумал дать открытый концерт с программой из новых произведений, написанных не по заказу, а по собственному побуждению.

     Устройство таких "творческих показов"  - задача не простая. Не редко случалось, что выручка от концерта не покрывала расходов на его организацию. Поэтому подобные концерты устраивались "по подписке", с тем чтобы богатые любители музыки заранее оплачивали билет и, тем самым, обеспечивали сбор. А чтобы заинтересовать богачей, приходилось бесплатно играть в их салонах...

     Однако, если еще совсем недавно концерты Моцарта привлекали широкую аудиторию, то теперь организаторы столкнулись с полным нежеланием знати идти на его концерт. Подписной лист ходил по рукам, но, за исключением размашистого росчерка известного мецената и друга Моцарта ван Свитена, оставался пустым. По неясным причинам интерес "высокой" публики к игре и музыке Моцарта заметно ослабел. Быть может, он и в самом деле стал писать так сложно, что современники перестали его понимать?

     До последнего времени концерты Моцарта для солирующих инструментов с оркестром пользовались широким признанием слушателей. Знатоки единодушно утверждали, что именно Моцарт довел эту крупную музыкальную форму до истинно классического совершенства. Ему удалось ярко индивидуализировать солирующие партии и заставить исполнителя-солиста вступить в своего рода творческое состязание с оркестром.

      Моцарт скончался 5 декабря 1791 г. 

     Как только стало известно о смерти великого композитора поток людей хлынул к домику на окраине Вены, где в скромном рабочем кабинете рядом со старым клавесином лежало тело Моцарта. Безвременная смерть композитора глубоко потрясла современников. Стал распространяться слух об отравлении посредством медленно действующего яда. 

     Согласно указанию мецената ван Свитена композитора хоронили по третьему разряду. Тело усопшего положили в гроб, наскоро сколоченный из некрашеных сосновых досок, и отвезли к собору святого Стефана, где состоялось короткое отпевание. Отдельной могилы для Моцарта не приготовили - ван Свитен не дал никаких распоряжений на сей счет. Седьмого декабря тело Моцарта было погребено в общей могиле, где хоронили бедняков, бездомных бродяг и преступников.

     Лишь много лет спустя была сделана попытка отыскать могилу, где покоились останки великого композитора. Но... безрезультатно...

 

 Запись о смерти Моцарта

 

Музыкальное наследие: 

Оперы: духовный зингшпиль (сценическая оратория), "Долг первой заповеди" (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes, 1-я часть коллективного сочинения, 1767 г., Зальцбург), школьная опера (латинская комедия) "Аполлон и Гиацинт, или Превращение Гиацинта" (Apollo et Hyacintus, seu Hyacinthi Metamorphosis, либретто P. Видля по "Метаморфозам" Овидия, 1767 г., Зальцбургский университет); оперы-сериа: "Митридат, царь понтийский" (Mitridate, re di Ponto, либретто В. А. Чинья-Санти по Ж. Расину, 1770 г.), "Идоменей, царь критский, или Илия и Идамант" (Idomenco, re di Creta, ossia Ilia ed Idamante, 1781 г.), "Милосердие Тита" (La clemenza di Tito, либретто П. Мeтастазио, переделка К. Маццолы, 1791 г.); serenata teatralе "Асканий в Альбе" (Ascanio in Alba, либретто Дж. Парини, 1771 г.), serenata drammatica "Сон Сципиона" (Il sogno di Scipione, либретто П. Метастазио, 1772 г.); dramma per musica "Луций Сулла" (Lucio Silla, либретто Дж. де Гамерры, переделка П. Мeтастазио, 1772 г.); dramma per musica "Царь-пастух" (Il re pastore, либретто П. Метастазио, 1775 г.);

оперы-буффа: "Притворная простушка" (La finta semplice, либретто М. Коль-теллини по К. Гольдони, 1768 г.), "Мнимая садовница" (La finta giardiniеra, либретто предположительно Р. Кальцабиджи, переделка М. Кольтеллини, 1775 г.), "Каирский гусь" (L'oca del Cairo, либретто Дж. Вареско, 1783 г., не закончена; с новым французским либретто и дополнена из "Обманутого жениха" поставлен 1867 г., Париж), "Обманутый жених, или Соперничество трёх женщин из-за одного возлюбленного" (Lo sposo deluso, ossia La rivalitа di tre donne per un solo amante, 1783 г., не закончена), "Свадьба Фигаро" (Lе nozze di Figaro, либретто Л. Да Понте по комедии "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше, 1786 г.), "Все они таковы" (Cosi tan tutte, либретто Л. Да Понте, 1790 г.); dramma giocoso "Дон Жуан" ("Наказанный распутник, или Дон Жуан", Il dissolute punito, ossia Il Don Giovanni, либретто Л. Да Понте по испанской легенде, обработанной в комедии "Севильский обольститель, или Каменный гость" Тирсо де Молина, и частично по либретто Дж. Бертати из оперы "Дон Хуан Тенорьо, или Каменный гость" Дж. Гаццаниги, 1787 г.); зингшпили: "Бастьен и Бастьенна" (либретто Ф. Вайскерна по пьесе "Любовь Бастьена и Бастьенны" Ш. С. Фавара, М. Ж. Фавар и Арни, пародировавшей оперу "Деревенский колдун" Ж. Ж. Руссо, 1768 г.), "Заида" (Сераль, Zaide, Das Sеrail, либретто А. Шахтнера, 1779-1780, не закончена, 1866 г.), "Похищение из сераля" (Die Entfuhrung aus dem Serail, либретто К. Ф. Брецнера, переделка Г. Стефани-младшего, 1782 г.); Komodiе mit Musik "Директор театра" (Dor Schau-spieldirektor, либретто Г. Стефани-младшего, 1786 г.);

большая опера "Волшебная флейта" (Die Zauberflote, либретто Э. Шиканедера по сказке "Лулу, или Волшебная флейта" К. М. Виланда с доп. из его же сказок "Лабиринт" и "Умные мальчуганы", а также по либретто К. В. Хенслера из оперы "Праздник солнца у браминов" Венцеля Мюллера, драмы "Томас, царь египетский" Т. Ф. фон Геблера и романа "Сетос" Ж. Террасона, 1791 г.)

 

Балет-пантомима: "Безделушки" (Les petits riens, балетмейстер Ж. Ж. Новер, 1778 г.)

 

Мессы: 17 (1768-1780 гг., сочинены в Зальцбурге, в том числе так называемая Коронационная, 1779 г.), 2 (1775 г., сочинена в Мюнхене; 1783 г., сочинена в Вене, не закончена); реквием (1791 г., не закончен, с дополнениями Ф-Кс. Зюсмайра, исполнен 1793 г., Вена); 4 литании, 2 вечерни (Vesper), Купе, оффертории, мотеты и др.

 

Оратория (azione sacra) "Освобожденная Ветулия" (La Betulia liberata, слова П. Метастазио, 1771 г.)

 

Кантаты: итальянская - "Кающийся Давид" (Davidde penitente, 1785 г.), немецкая -  "Надгробная музыка" (Grabmusik, 1767 г.), "Тебе, душа вселенной" (Dir, Scele des Weltalls, 1785 г.), "Радость каменщиков" (Die Maurerfreude, 1785 г.), "Вы, чтущие творца неизмеримого мира" (Die ihr des unermeblichen Weltalls Schopfer ehrt, для голоса с фортепиано, 1791 г.), "Маленькая масонская кантата" (Eine kleine Freimaurer-Kantate, 1791 г.)

 

Произведения для оркестра: симфонии 1764-1765 гг. - Es-dur (К 16); 1765 г. - D-dur (К 19), B-dur (К 22); 1767 г. - F-dur (К 76), F-dur (К 43); 1768 г. - D-dur (К 45), G-dur (KA 221, Lambacher; предполагают, что написана отцом М., а М. принадлежит другая, в той же тональности, приписывавшаяся отцу, так называемая Neue Lambacher), B-dur (KA 214), D-dur (К 48); 1769 г. - C-dur (К 73); 1770 г. - D-dur (К 81), D-dur (К 97), D-dur (К 95), D-dur (К 84), G-dur (К 74); 1771 г. - B-dur (KA 216, Mozart?), F-dur (К 75), G-dur (К 110), C-dur (К 96), F-dur (К 112), A-dur (К 114), F-dur (К 98, Mozart?); 1772 г. - G-dur (К 124), C-dur (К 128), G-dur (К 129), F-dur (К 130), Es-dur (К 132), D-dur (К 133), A-dur (К 134), D-dur (К 161, К 163: из 3 частей первые 2 - увертюра к опере Сон Сципиона); 1773 - C-dur (К 162), G-dur (К 199), D-dur (К 181), Es-dur (К 184, Ouverture),B-dur (К 182), g-moll (К 183); 1774 г. - C-dur (К 200), A-dur (К 201), D-dur (К 202); 1778 г. - D-dur (К 297, Pariser), B-dur (KA 8, Ouverture, Mozart?); 1779 г. - C-dur (K 318, Ouverture), B-dur (K 319); 1780 г. - C-dur (К 338); 1782 г. - D-dur (К 385, Itaffner); 1783 г. - C-dur (K 425, Linzer); 1786 г. - D-dur (К 504, Prager); 1788 г. - Es-dur (K 543), g-moll (К 550), C-dur (K 551, Jupiter)

 

Концерты для фортепиано с оркестром: 1773 г. -D-dur (К 175); 1776 г.  - B-dur (K 238), C-dur (К 246); 1777 г. - Es-dur (К 271); 1782 г. - A-dur (К 414); 1782-1783 гг. - F-dur (К 413), C-dur (К 415); 1784 г.

 - Es-dur (K 449), B-dur (K 450), D-dur (K 451), G-dur (K 453), B-dur (K 456), F-dur (K 459, Kronungskonzert I); 1785 г. - d-moll (К 466), C-dur (К 467), Es-dur (К 482); 1786 г. - A-dur (К 488), c-moll (K 491), C-dur (К 503); 1788 г. - D-dur (К 537, Kronungskonzert II); 1791г. - B-dur (K 595)

 

Рондо для фортепиано с оркестром: 1782 г. - D-dur (К 382), A-dur (К 386)

 

Концерт для 2 фортепиано с оркестром: 1779 г.  - Es-dur (К 365)

 

Концерт для 3 фортепиано с оркестром: 1776 г. - F-dur (К 242)

 

Концерты для скрипки с оркестром: 1775 г. - B-dur (К 207), D-dur (К 211), G-dur (К 216), D-dur (К 218), A-dur (К 219) [принадлежность М. 3 других концертов для скрипки, в том числе D-dur (К 271 а,  прим. 1777 г.), оспаривается]

 

Рондо для скрипки с оркестром: 1781 г. - C-dur (К 373)

 

Концерт для 2 скрипки с оркестром: 1774 г. - C-dur (К 190, Concertone, Большой концерт)

 

Концерт для скрипки и альта с оркестром: 1779 г. - Es-dur (К 364, Sintonia concertante, Концертная симфония)

 

Концерт для флейты с оркестром: 1778 г. - G-dur (К 313)

 

Концерт для гобоя (или флейты?) с оркестром: 1778 г. - D-dur (К 314)

 

Концерт для кларнета с оркестром: 1791 г. - A-dur (К 622)

 

Концерт для фагота с оркестром: 1774 г. - B-dur (К 191)

 

Концерты для валторны с оркестром: 1782 г. - D-dur (К 412); 1783 г. - Es-dur (К 417), Es-dur (K 447); 1786 г. - Es-dur (К 4115)

 

Кoнцерт для флейты и арфы с оркестром: 1778 г. - C-dur (К 299)

 

Серенады для симфонического оркестра: 1769 г. - D-dur (К 100), G-dur (К 63), B-dur (К 99, Cassation); 1773 г. - D-dur (K 185); 1774 г. - D-dur (К 203); 1775 г. - D-dur (K 204); 1776 г. - D-dur (K 250, Haffner), F-dur (К 101, Standchen); 1776-1777 гг. - D-dur (К 286, Notturno для 4 оркестров); 1779 г. - D-dur (К 320)

 

Серенады для струнного оркестра: 1776 г. - D-dur (К 239, Serenata notturna, с квартетом солистов и литаврами); 1787 г. - G-dur (К 525, Eine kleine Nachtmusik)

 

Серенады для духового ансамбля: 1781 г. - B-dur (К 361, Gran partita, 12 духовых инструментов и контрабас); 1781-1782 гг. - Es-dur (К 375, секстет); 1782 г. -c-moll (К 388, Nacht-Musique, октет)

 

Дивертисменты для оркестра: 1771 г. - Es-dur (К 113, Concerto); 1772 г. - D-dur (К 131); 1773 г. - D-dur (К 205); 1776 г. - F-dur (К 247), D-dur (K 251); 1777 г. - B-dur (К 287); 1779 г.  - D-dur (K 334)

 

Дивертисменты для струнного оркестра: 1772 г. - D-dur (K 136), B-dur (К 137), F-dur (K 138)

 

Дивертисменты для духового ансамбля: 1773 г. (?) - C-dur (К 187, 2 флейты, 6 труб и 4 литавры); 1773 г. - B-dur (К 186, децимет), Es-dur (К 166, децимет); 1775 г. - B-dur (KA 227, октет, Mozart?), F-dur (K 213, секстет); 1776 г. - B-dur (К 240, секстет), Es-dur (К 252, секстет), C-dur (К 188, 2 флейты, 6 труб и 4 литавры), F-dur (К 253, секстет); 1777 г. - B-dur (К 270, секстет), Es-dur (К 289, секстет); 1783 г.  - 5 Divertimenti, Es-dur (KA 229, KA 229a, 2 кларнета или бассeтгорна и фагот)

 

Разные пьесы для оркестра и ансамбля: 1766 г. - Galimathias musicum (Quodlibet, K 32, оркестра с клавиром); 1785 г. - Maurcrische Trauеrmusik, c-moll (K 477); 1787 г. - Ein musikalischer Spab, F-dur (K 522, 2 скрипки, альт, бас и 2 валторны); марши (некоторые присоединялись к серенадам), танцы (менуэты, контрдансы, лендлеры, "немецкие" и др.), части симфоний и др.

 

Церковные сонаты: для органа (?) и струного оркестра: 1772 г. (?)-Es-dur (К 67), B-dur (К 68), D-dur (К 69); для органа и струного оркестра: 1772 г. - D-dur (К 144), F-dur (К 145); 1775 г. - B-dur (К 212); 1776 г. - G-dur (К 241). F-dur (K 224), A-dur (К 225), F-dur (K 244), D-dur (К 245); 1777 г. - G-dur (К 274); 1779 г. - C-dur (К 328); 1780 г. - C-dur (К 336); для органа и оркестра: 1776 г. - C-dur (К 263); 1779 г. - C-dur (К 278), C-dur (К 329)

 

Квинтеты: для 2 скрипок, 2 альтов и виолончели: 1773 г. - B-dur (К 174); 1787 г. - C-dur (К 515), c-moll (К 406, обработка серенады для дух. инструментов К 388); 1791 г. - Es-dur (К 614); для 2 скрипок, альта, виолончели и кларнета: 1789 г. - A-dur (К 581); для скрипки, 2 альтов, виолончели, валторны (или 2-й виолончели): 1782 г. - Es-dur (К 407); для фортепиано, гобоя, кларнета, валторны и фагота: 1784 г. - Еs-dur (К 452); для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, альта и виолончели: 1791 г. - Adagio und Rondo, c-moll - C-dur (K 617)

 

Квартеты: для 2 скрипок, альта и виолончели: 1770 г. - G-dur (К 80); 1772 г. - D-dur (К 155), G-dur (К 156); 1772-1773 гг. - C-dur (К 157), D-dur (К 158); 1773 г. - B-dur (К 159), Es-dur (К 160), F-dur (К 168), A-dur (К 169), C-dur (К 170), Es-dur (К 171), В-dur (К 172), d-moll (К 173); 1782 г. - G-dur (К 387); 1783 г. - d-moll (К 421), Es-dur (К 428); 1784 г. - B-dur (К 458, Jagdquartett, Охотничий); 1785 г. - C-dur (К 465); 1786 г. - D-dur (К 499): 1788 г. - c-moll (К 546, Adagio und Fuge); 1789 г. - D-dur (K 575); 1790 г. - B-dur (К 589), F-dur (К 590); 1782 г. (1783?) - 5 четырёхголосных фуг из Хорошо темперированного клавира И. С. Баха (перелож., К 405); для скрипки, альта, виолончели и флейты: 1777 г. - D-dur (К 285); 1778 г. - G-dur (К 285а), C-dur (KA 171), A-dur (K 298): для скрипки, альта, виолончели и гобоя: 1781 г. - F-dur (К 370); для фортепиано, скрипки, альта и виолончели: 1785 г. - g-moll (К 478), Es-dur (К 493)

 

Трио: для 2 скрипок и виолончели: 1777 г. - B-dur (К 266); для скрипки, альта и виолончели; 1782 г. - 5 трёхголосных фуг И. С. Баха и фуга В. Ф. Баха (переложение и присоединение к каждой фуге вступления, в четырёх номерах - Adagio М., в двух номерах - переложение Adagio и Largo из органных сонат И. С. Баха, К 404 а), 1788 г. - Divertimento Es-dur (К 563); для фортепиано, скрипки и виолончели: 1776 г. - B-dur (К 254, Divertimento); 1783 г. - d-moll (K 442), 1786 г. - G-dur (К 496), B-dur (К 502); 1788 г. - E-dur (К 542), C-dur (K 548), G-dur (К 564); для фортепиано, альта и кларнета: 1786 г. - Es-dur (К 498)

 

Дуэты: для фортепиано и скрипки: сонаты - 1762-1764 гг. - C-dur (К 6); 1763-1764 гг. - D-dur (К 7), B-dur (К 8); 1764 г. - G-dur (К 9), В-dur (К 10), G-dur (К 11), A-dur (K 12), F-dur (К 13), C-dur (K 14), B-dur (К 15) (сонаты К 10-15 для фортепиано и скрипки или флейты, по желанию с виолончели); 1766 г. - Es-dur (К 26), G-dur (К 27), C-dur (К 28), D-dur (K 29), F-dur (К 30), B-dur (K 31); 1778 г. - G-dur (К 301), Es-dur (К 302), C-dur (К 303), A-dur (K 305), C-dur (К 296), c-moll (K 304), D-dur (К 306); 1779 г. - B-dur (К 378); 1781 г. - G-dur (К 379), F-dur (K 376), F-dur (К 377), Es-dur (K 380); 1782 г. - C-dur (К 403), C-dur (К 404), A-dur (К 402); 1784 г. - B-dur (K 454); 1785 г. - Es-dur (К 481); 1787 г. - A-dur (K 526); 1788 г. - F-dur (K 547); вариации- 2 цикла, 1781 г.; вариации для скрипки и альта: duo - 1783 г. - G-dur (К 423), B-dur (K 424); для фагота и виолончели: соната - 1775 г. - B-dur (К 292); для 2 бассетгорнов: 12 duo - 1786 г. (К 487)

 

Произведения для фортепиано в 4 руки: сонаты - 1765 г. - C-dur (К 19d); 1772 г. - D-dur (К 381); 1774 г. - B-dur (К 358); 1786 г. - F-dur (К 497); 1787 г. - C-dur (К 521); вариации- G-dur (К 501)

 

Произведения для 2 фортепиано: соната: 1781 г. - D-dur (К 448); фуга - 1783 г. - c-moll (K 426)

 

Произведения для клавира (фортепиано): сонаты- 1774 г. - C-dur (К 279), F-dur (К 280), B-dur (K 281), Es-dur (К 282), G-dur (K 283); 1775 г. - D-dur (К 284), 1777 г. - C-dur (K 309), D-dur (K 311); 1778 г. - a-moll (К 310), C-dur (К 330), A-dur (К 331), F-dur (К 332), B-dur (К 333): 1784 г. - c-moll (К 457): 1788 г. - F-dur (К 533), C-dur (K 545), F-dur (KA 135, KA 138 a); 1789 г. - В-dur (К 570), D-dur (K 576); вариации-15 циклов (1766-91); рондо - 1786 г. - D-dur (К 485), F-dur (K 494, вошло в сонату К 533); 1787 г. - a-moll (К 511); фантазии - 1782 г. - c-moll (K 396, первоначально для фортепиано и скрипки), d-moll (К 397); 1785 г. - c-moll (К 475);

 

Разные пьесы: Allegro (несколько номеров): менуэты, прелюдия и фуга, жига, Adagio, маленький траурный марш

 

Произведения для органчика: Adagio и Allegro (1790 г.), фантазия, Andante (1791 г.)

 

Произведения для стеклянной гармоники: Adagio (1791 г.)

 

Вокальные произведения с оркестром: арии (св. 50), ансамбли, хоры, песни

 

Вокальные произведения с фортепиано: песни (30), ансамбли: для нескольких голосов (или хоров)- каноны (40)

 

Музыка к героической драме "Тамос, царь египетский" ("Thamos, Konig von Agypten" Геблера, 1773 г., исполнена 1774 г., Вена (?); 2-я редакция 1776 или 1779 гг., Зальцбург).

 

Этапы творческого пути:

27 января 1756 г. 

 

Родился в Зальцбурге

1762  г.  

Первые гастроли чудо-детей

1763-1766 гг.  

Вторые концертные гастроли

1766 г.

Третья гастрольная поездка

1768 г.  

«Мнимая простушка»

1769 - 1777 гг.  

Служил концертмейстером

1770 г.  

Избран членом Филармонической академии в Болонье (у руководителя академии падре Мартини брал уроки композиции), получил в Риме от папы орден Золотой шпоры

1771 г.  

Премьера оперы «Асканий в Альбе

1775 г.  

Премьера «Мнимой садовницы» 

1781 г.

Опера «Идоменей, царь Критский» была поставлен при дворе курфюрста Карла Теодора

1782 г.

Опера «Похищение из сераля» была поставлена в венском «Бургтеатре»

1783 г. «Линцская симфония»
1786 г.

«Свадьба Фигаро» была впервые показана в «Бургтеатре»

1787 г.

Опера «Дон Жуан»

1787 г.

Камерный музыкант при дворе императора Иосифа II с обязанностью сочинять танцы для маскарадов

1791 г.

Моцарт закончил Маленькую масонскую кантату

1791 г.

Скончался

 

 

 Вольфганг Амадей Моцарт

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

 

         Концерт для клавира с оркестром №20, ре минор

              Концерт для клавира №23, ля мажор

                  Симфонии №№38-41

 

     

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".