"Симфоническая концепция" Симфонии

 

 

 Симфонии

 

Сцена из балета Третья симфония Густава Малера

 

     На вопрос одного журналиста, сложно ли писать музыку? Малер ответил: "Да нет, господа напротив, это очень просто!... Знаете, как делают трубу? Берут дырку и обвивают ее медью. Ну вот, примерно так же обстоит дело и с сочинением музыки...".

     Основное творческое наследие Малера - это сифонии и песни. Всего композитор создал десять симфоний (10-я осталась незаконченной). Все вместе они представляют собой "симфонические концепции", которые следуя друг за другом образуют единое мироописание - своеобразный философский трактат Густава Малера.

     "Симфонии исчерпывают содержание всей моей жизни, это поэзия и правда в звуках",- говорил композитор о своем творчестве.

      Первая симофония, написанная в 1888 г. тесно связана с "Песнями странствующего подмастерья", где герой после разочарований и душевных тревог обретает веру в будущее в единстве с природой.

 

Шел поутру по полям,
По росистым травам,
Зяблик весело пропел:
С добрым утром, милый друг,
Как прекрасно все вокруг.

 

     Вместе со Второй (1894 г.), Третьей (1896 г.) и Четвертой (1900 г.) они составляют цикл, где Первая симфония - пролог, а остальные - части первой трилогии. Все эти произведения объединяет песенное начало (тексты Малер позаимствовал из популярного в Германии сборника старинных немецких народных песен "Волшебный рог мальчика").

     Тематически Третью симфонию можно назвать гимном природе, в то время, как Вторая развивает мысль о том, что бессмертие человека в его делах.

    О первых четырех симфониях Малера его ученик и последователь Бруно Вальтер  писал: "Окончилась борьба за мировоззрение средствами музыки. Теперь он хочет писать музыку только как музыкант".

     Пятую (1902 г.), Шестую (1904 г.) и Седьмую (1905 г.) симфонии принято считать второй трилогией Малера. Здесь композитор средствами оркестра создал симфоническую поэму о трагедии человека-мыслителя; о жизни, полной борьбы с враждебным миром. Интонационно эти симфонии связаны с песнями на слова

Ф. Рюккерта ("Песни об умерших детях", 1904 г.)

     Восьмая симфония была окончена в 1906 г. Ее называют - кульминационной. Сам Малер ставил эту вещь выше остальных, что следует из его письма к другу - дирижеру Виллему Менгельбергу: "Я только что закончил мою Восьмую симфонию - самое значительное из всего, что я до сих пор написал. Сочинение настолько своеобразно по содержанию и по форме, что о нем невозможно даже рассказать в письме. Представьте себе, что вселенная начинает звучать и звенеть. Поют уже не человеческие голоса, а кружащиеся солнца и планеты".

     В основу Восьмой симфонии легла заключительная часть трагедии Гёте "Фауст" (Малер вновь совместил инструментальную и вокальную музыки). Кроме того,  в этом сочинении Малер прибегнул к грандиозному исполнительскому аппарату (расширенный состав оркестра, несколько солистов и мощный хор). Не удивительно, что Восьмую симфонию еще называют "симфонией тысячи участников".

     Девятая симфония (1909 г.) и незаконченная Десятая симфония (1910 г.) - прощание мастера с жизнью. Эти произведения - эпилог не только творческого, но и земного пути композитора.

     Малер оказал заметное влияние на развитие драматического симфонизма большого плана (Д. Д. Шостакович, А. Онеггер и другие), а некоторые стороны его музыкального языка подготовили стилистический перелом, осуществленный композиторами экспрессионистской школы (А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн).

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".