Мендельсон

 

 

Мендельсон Феликс (1809–1847)

 

 

Это Моцарт девятнадцатого столетия, самый

светлый музыкальный талант, который яснее

всех постигает противоречия эпохи и лучше

всех примиряет их

 

Р. Шуман

     

      Феликс Мендельсон-Бартольди — немецкий композитор шумановского поколения, дирижер, педагог, пианист, музыкальный просветитель. Его многообразная деятельность способствовала подъему музыкальной жизни Германии, укреплению ее национальных традиций, воспитанию просвещенной публики и образованных профессионалов.

  

 

     Феликс Мендельсон-Бартольди родился 3 февраля 1809 г. в Гамбурге, в семье банкира. Дедом композитора был философ Моисей Менедельсон, основатель движения Хаскала. Сестра - певица, пианистка и композитор Фанни Мендельсон.

    Будущий композитор получил широкое музыкальное и общее образование. Играть на фортепьяно и скрипке, а также сочинять музыку начал довольно рано. К.Ф. Цельтер, под руководством которого занимался Феликс, познакомил Мендельсона с И.В. Гёте.

     С 9 лет Мендельсон выступал на концертной эстраде, а в начале 20-х гг. появлявились его первые сочинения. 15-летним юношей он окончил университет, а знаменитую увертюру "Сон в летнюю ночь" написал, когда ему было 18  (вся музыка к комедии Шекспира написана позднее). Кроме того, Мендельсон занимался литературой, живописью и пр.  

     Выступая в концертах как пианист, дирижёр и композитор, Мендельсон быстро завоевал успех и признание. В 1829 г. по его инициативе и под его же управлением были исполнены в Берлине «Страсти по Матфею» И.С. Баха, что стало началом «возрождения» баховской вокальной музыки в XIX в.

     Пребывание в Италии (1830 г.) обогатило Мендельсона художественными впечатлениями и отразилось на его творчестве. В Париже (1832 г.) он сблизился с выдающимися музыкантами, в том числе с Ф. Листом. Особый успех имел Мендельсон в Лондоне.

     В 1827 г. в Берлине была поставлена его опера "Die Hochzeit des Gamacho", не оправдавшая возлагавшихся на нее надежд. В последствии Мендельсон очень мало писал для сцены: в 1829 г. им написана небольшая опера (Liederspiel) "Heimker aus der Frernde", но она предназначалась для исполнения в семье Мендельсона, а не для широкой публики. Другая опера, "Лорелея", осталась неоконченной. Увертюра "Hebriden" (1832 г.) и итальянская симфония (1833 г.) представляют собой отголоски путевых впечатлений Мендельсона: первая навеяна Фингаловой пещерой на Гебридских островах, вторая - Неаполем.

     Как композитор, Мендельсон пользовался большой популярностью в Англии, чем  объясняются его частые визиты в эту страну.

     Вернувшись после продолжительного путешествия по Европе в Германию, он жил в Дюссельдорфе, где дирижировал на нижнерейнском музыкальном празднестве, выступал также в Кельне, а с 1835 г. руководил концертами Гевандхауза в Лейпциге.

     Мендельсон положил начало так называемой лейпцигской школе - в 1843 г. в Лейпциге по его инициативе была открыта первая в Германии консерватория, получившая большую известность в стране и за её пределами (в ней Мендельсон вёл класс композиции).

     В конце 1835 г. внезапно скончался отец композитора. От этого потрясения Мендельсон долго не мог оправиться. Прийти в себя ему помогли работа над ораторией Св. Павел (1836 г.) и поездка на каникулы во Франкфурт, где состоялась его встреча с Сесилией Жанрено, которая через два года стала женой композитора. Их брак был счастливым: мягкость характера и здравый смысл Сесилии великолепно сочетались с динамичной, импульсивной натурой Феликса.

     Деятельность Мендельсона в Лейпциге (с 1836 г.) на посту дирижера оркестра Гевандхауз способствовала возрождению музыкальной жизни города. Мендельсон стремился привлечь внимание слушателей к величайшим произведениям искусства прошлого (оратории Баха, Генделя, Гайдна, Торжественная месса и Девятая симфония Бетховена). Просветительские цели преследовал и цикл исторических концертов - своеобразная панорама развития музыки от Баха до современных Мендельсону композиторов. В Лейпциге Мендельсон дает концерты фортепьянной музыки, исполняет органные произведения Баха в церкви Св. Фомы, где 100 лет назад служил «великий кантор». В 1843 г. по его инициативе в Лейпциге открылась первая в Германии консерватория, по образцу которой были созданы консерватории в других немецких городах. В лейпцигские годы творчество Мендельсона достигло наивысшего расцвета, зрелости, мастерства (Скрипичный концерт, «Шотландская» симфония, музыка к «Сну в летнюю ночь» В. Шекспира, последние тетради «Песен без слов», оратория «Илия» и др.)

     С 1843 по 1845 г. Мендельсон жил в Берлине, где занимал место главного директора церковной музыки. Главная заслуга Мендельсона, как капельмейстера, заключается в пропаганде лучших произведений величайших композиторов: он впервые познакомил немецкую публику с симфонией С-dur Франца Шуберта, исполнял Генделя, С. Баха.

     В 1843 г. с триумфом прошла премьера оратории Илия на Бирмингемском фестивале. Деятельность Мендельсона распределялась между Берлином и Лейпцигом. Руководство музыкальным отделением берлинской Академии искусств принесло композитору разочарование, однако он с живейшим интересом занимался организацией консерватории в Лейпциге.

     Постоянное напряжение, интенсивность исполнительской и педагогической деятельности исподволь подтачивали силы композитора.   После поездки в Англию в 1847 г. он вернулся в Германию совершенно обессиленным. В довершение пришло известие о смерти любимой сестры Фанни.

     Умер Мендельсон в Лейпциге 4 ноября 1847 г.

 

Музыкальное наследие:

Оперы: "Свадьба Камачо" (Die Hochzeit (les Ca-macho, комическая опера по М. Сервантесу, ор. 10, 1825 г.), "Возвращение с чужбины" (Hеimkehr aus der Fremde, лидeршпиль на сюжет К. Клингемана, ор. 89), "Лорелея" (по Э. Гейбелю, нeокончена, ор. 98, 1847 г.); зингшпили детских лет: в том числе "Два педагога", "Странствующие комедианты" и др.

 

Произведения для солистов, хора и оркестра: оратории "Павел" (ор. 36, 1834-1836 гг.), "Илия" (ор. 70, 1846 г.), "Христос" (неокончено, ор. 97, 1847 г.); кантата "Первая Вальпургиева ночь" (Die erste Walpurgis-nacht по И. В. Гёте, ор. 60, 1831 г.; 2 редакция, 1843 г.); псалмы 115 (ор. 31, 1830 г.), 42 (ор. 42, 1837 г.), 95 (ор. 46, 1838 г.), 114 (ор. 5l, 1839 г.), 98 (ор. 91, 1843 г.)

 

Произведения для оркестра: 5 симфоний (c-moll, ор. 11, 1824 г.; Реформационная, d-moll, ор. 107, 1830-1832 гг.; Итальянская, A-dur, ор. 90, 1833 г.; Шотландская, a-moll, ор. 56, 1830-1842 гг.; симфония-кантата "Хвалебный гимн" - Dеr Lobgesang, B-dur, ор. 52, 1840 г.)

 

Концертные увертюры: "Сон в летнюю ночь" (Sommernacрtstraum, ор. 21, 1826 г.; первоначальный вариант для фортепиано в 4 руки), увертюра с трубами (Trompeten-Ouverture, ор. 101, 1826 г.), "Морская тишь и счастливое плавание" (Mееresstille und gluckliche Fahrt, ор. 27, 1832 г.), "Гeбриды, или Фингалова пещера" (Die Hebriden, oder Die Fingalshohle, op. 26, 1830-1832 гг.), "Сказка о прекрасной Мелузинe" (Das Marchen von der schonen Melusine, op. 32, 1833 г.), "Рюи Блаз" (ор. 95, 1839 г.); "Похоронный марш" (Trauermarsch, ор. 103, 1836 г., для духового оркестра), Марш (ор. 108, 1841 г.)

 

Концерты для инструментов с оркестром: для фортепиано: g-moll (ор. 25, 1831 г.), d-moll (ор. 40, 1837 г.), Блестящее каприччио (Capriccio brillant, h-moll. op. 22, 1832 г.), Блестящее рондо (Rondo brillant, Es-dur, op. 29, 1834 г.), Серенада и Allegro giocoso (h-moll, op. 43, 1838 г.), концерт для скрипки (e-moll, ор. 64, 1844 г.), концерт для скрипки, фортепиано и струного оркестра (d-moll, 1823 г.)

 

Камерные ансамбли: струнный октет (ор. 20, 1825 г.), секстет для фортепиано, скрипки, 2 альтов, виолончели и контрабаса (ор. 110, 1824 г.), 2 струнных квинтета (ор. 18, 1826 г.,  переработан, 1832 г.; ор. 87, 1845 г.), 7 струнных квартетов (ор. 12, 1829 г.; ор. 13, 1827 г.; № 3, 4, 5, op. 44, 1837-1838 гг.; op. 80, 1847 г.; юношеский квартет, 1823 г.), 3 фортепианных квартета (ор. 1, 1822 г., op. 2, 1823 г., ор. 3, 1825 г.), 2 фортепианных трио (op. 49, 1839 г.; op. 66, 1845 г.)

 

Произведения для скрипки и фортепиано: сонаты (ор. 4, 1825 г.; 1838 г.)

 

Произведения для виолончели и фортепиано: 2 сонаты (ор. 45, 1838 г.; ор. 58, 1843 г.)

 

Произведения для кларнета, бассетгорна и фортепиано: 2 концертштюка (ор. 113, ор. 114, оба 1833 г.)

 

Произведения для фортепиано: Песни без слов (цикл из 48 пьес, 8 тетр., ор. 19, 30, 38, 53, 62, 67, 85, 102, 1830-1845 гг.), Рондо-каприччиозо (op. 14, 1824 г.), "Каприччио" (ор. 5, 1825 г.; 3 каприччио, op. 33, 1833-1835 гг.; op. 118, 1837 г.), 3 сонаты (ор. 6, 1826 г.; ор. 105, 1821 г.; op. 106, 1827 г.), 3 фантазии (op. 16, 1829 г.), Шотландская соната (ор. 28, 1833 г.), Серьёзные вариации (ор. 54, 1841 г.), вариация (op. 82: op. 83, 1841 г.), 6 прелюдий и фуг (ор. 35, 1832-1837 гг.), этюд (1836 г.)

 

Произведения для 2 фортепиано: Блестящее аллегро (op. 92, 1841 г.) и др.

 

Произведения для органа: 3 прелюдии и фуги (ор. 37, 1837 г.), 6 сонат (ор. 65, 1839-1845 гг.) и др. (всего 13 произв.)

 

Произведения для голоса с фортепиано: 12 песен, ор. 8 (слова Ф. Грильпарцера, И. Г. Фосса, И. В. Гёте, Л. К. Г. Хёльти и др., 1830 г.), 12 песен, ор. 9 (слова Г. Гейне, Фосса, Клингемана, Т. Мура, Уланда, Фаллерслебена, 1829 г.), 6 песен ор. 19-а (слова Гейне, Э. Эберта, Ульриха ф. Лихтенштейна, 1830-1834 гг.), 6 песен ор. 34 (слова Гейне, Гёте, Клингемана, Эберта, 1834-1837 гг.), 6 песен ор.47 (слова Гейне, Клингемана, Ленау, Тика, 1839 г.), 6 песен ор. 57 (слова Гёте, Уланда, Эйхендорфа, 2 - на народные слова, 1837-1841 гг.), 6 песен ор. 71 (слова Клингемана, Ленау, Фаллерслебена, Эйхендорфа, 1841-1847 гг.), 3 песни ор. 84 (слова Клингемана и др., 1831-1839 гг.), 6 песен ор. 86 (слова Гёте, Гейне, Гейбеля, Клингемана и др.), 6 песен ор. 99 (слова Гёте, Уланда, Эйхендорфа и др., 1841-1845 гг.), 2 духовные песни ор. 112, 2 романса на слова Байрона (1834 г.) и др.

 

Вокальные ансамбли: 6 песен для смешанного квартета ор. 41 (слова Гете, Гейне, Платена, Хёльти), 6 песен для того же состава ор. 48 (слова Ленау, Уланда, Эйхендорфа, 1839 г.), 6 песен для мужского квартета ор. 50 (слова Гёте, Эйхендорфа и др., 1839-1840 гг.), 6 песен для смешанного квартета ор. 59 (слова Гёте, Уланда, Эйхендорфа, 1837-1843 гг.), 6 вокальных дуэтов с фортепиано ор. 63 (слова Гейне, Бёрнса. Клингемана, Фаллерслебена, 1836-1844 гг.), 3 дуэта с фортепиано oр. 77 (слова В. Гюго, Уланда, Фаллерслебена), 6 песен для смешанного квартета ор. 88 (слова Э. Гейбеля, Уланда, Эйхендорфа, 1836-1847 гг.), 4 песни для смешанного квартета ор. 100 (слова Уланда и др., 1839-1844 гг.), 4 песни для мужского квартета ор. 120 (слова В. Скотта, Гёте, 1837-1847 гг.) и др.

 

Произведения для солистов и хора а'сappella: 3 псалма ор. 78 (1843-1844 гг.), 6 мотетов для 8-голосного хора ор. 79 (1843-1846 гг.), 4 песни для 4-голосного мужского хора ор. 75 (cл. Гёте, Эйхендорфа, 1839-1844 гг.), 4 песни для того же состава ор. 76 (cл. Гейне, Гервега, Фаллерcлебена, Штольца), Траурная песня для смешанного хора (ор. 116, 1845 г.) и др.

 

Музыка к драматическим. спектаклям: "Антигона" Софокла (ор. 55, поставлен 1841 г.), "Сон в летнюю ночь" Шекспира (ор. 61, 1842 г.), "Аталия" Расина (ор. 74, 1843-1845 гг.), "Эдип в Колоне" Софокла (ор. 93) и др.

 

 

Этапы творческого пути:

3 февраля 1809 г.

Родился Феликс Мендельсон-Бартольди

1817 г.  

Первые выступления 

1826 г.

Создание увертюры к комедии

У. Шекспира «Сон в летнюю ночь»

1827 г.

В Берлине поставлена опера Мендельсона «Свадьба Камачо»

1829 г.

Исполнение под управлением Мендельсона после многолетнего забвения «Страстей по Матфею» И. С. Баха. Написана опера «Возвращение с чужбины»

1829 -1832 гг.  

Мендельсон путешествовал по Европе. Дорожные впечатления отразились в «Итальянской» , «Шотландской» симфониях и др. сочинениях

1833 г. 

Руководил Нижнерейнскими музыкальными фестивалями

1833 –1835 гг.  

Музыкальный директор в Дюссельдорфе

1836 –1843 гг. 

Дирижёр и руководитель оркестра Гевандхауза в Лейпциге. Скрипичный концерт, «Шотландская» симфония, музыка к «Сну в летнюю ночь» У. Шекспира, последние тетради «Песен без слов», оратория «Илия» и др.

1836 г.

Работа над ораторией Св. Павел

1839 г.

Написаны баллада "Вальпургиева ночь" и увертюра "Ruy Blas"

1840 г.

Работа над ораторией Илия

1843 г.

По инициативе Мендельсона в Лейпциге открылась первая в Германии консерватория

1843 -1845  гг.

Мендельсон жил в Берлине, где занимал место главного директора церковной музыки

1843 г.

Премьера оратории "Илия" на Бирмингемском фестивале

4 ноября 1847 г.  

 Скончался 

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

 

        

 

 

 

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".