5. Первые сборники (Духовные напевы, Cantiunculae Sacrae, 1582; Духовные мадригалы и др.)

 

 

Первые сборники (Духовные напевы, Cantiunculae Sacrae, 1582;

Духовные мадригалы и др.)

 

 К. Монтеверди

 "Чудо Св. Франциска". П. Рубенс

     В 1590 г. Клаудио Монтеверди попал к герцогу Винченцо Гонзаги, где в течении почти двадцати лет находился на безправном положении придворного певца и музыканта.

     Именно в это время Монтеверди сформировался, как зрелый мастер и создал ряд выдающихся произведений. Жизнь и служба при мантуйском дворе свела композитора со многими известными художниками (например, П. Рубенс) композиторами и музыкантами того времени, наибольшее влияние из которых на Монтеверди оказал его новый maestro di cappella, фламандский композитор-модернист Гиа де Верт, бывший активным участником авангардистского движения девяностых годов XVI в. Единомышленники де Верта считали, что настроение музыки должно в точности соответствовать настроению стихов, и при исполнении произведения декламировать их надлежит чрезвычайно бережно.

     О том, какое влияние оказало на Монтеверди новое течение свидительствует уже первая книга мадригалов, изданная им в Мантуе. Всего в 1580-1600-х гг. Монтеверди написал пять книг мадригалов пятиголосного склада. 

     В творческом наследии Монтеверди мадригал количественно доминирует над другими сочинениями, и его значение для формирования художественной индивидуальности композитора огромно. Всего известно около двухсот произведений на тексты Тассо, Марине, Гварини, Стриджо и других поэтов.

     Монтеверди считается последним композитором эпохи Ренессанса, писавшим мадригалы. Именно в этом жанере им были предприняты смелые новаторские начинания.

     Большим достижением Монтеверди стало великолепно сделанное слияние ренессансной полифонии и нового гомофонного склада — драматически индивидуализированной мелодии разнообразнейших типов с инструментальным сопровождением. Эта "вторая практика" - как назвал ее сам композитор, наиболее полно выраженная в пятой книге пятиголосных мадригалов, была ступенью к достижению высшей эстетической цели художника - поиску и воплощению правды и человечности.

     Монтеверди привлекало обнажение внутреннего, душевного мира человека в его драматических коллизиях и конфликтах с окружающим миром. За композитором укрепилась слава певеца душ человеческих. Его музыка естествено выразительна - «Речь человеческая — повелительница гармонии, а не служанка ее». 

     Музыка Клаудио Мотеверди, насыщенная длительными диссонансами, сделала композитора центральной фигурой в группе авангардистов, за что он не раз подвергался нападкам со стороны консервативной критики. Особенно яростным его оппонентом был каноник из Болоньи Дж. М. Артузи, который выпустил ряд памфлетов против композиторских приемов Монтеверди. Статьи Артузи вынудили Монтеверди выступить в печати и объяснить слушателям природу своего творчество. Отрицая свою революционность, композитор объявил себя верным последователем традиций, которые просто эволюционировали за последние пол века.

     В ходе этой полемики в употребление и вошли понятия «первая практика» и «вторая практика», обозначавшие старый полифонический и новый монодический стили.




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".