Масоны

 

 

Масоны

 

 Прием в масонскую ложу.

Гравюра XVIII в.

     Хотя Моцарт был человеком верующим, масонские взгляды постепенно заменили ему религию...

     О той серьезности, с которой Моцарт воспринимал масонские убеждения, свидетельствует то, что он не вышел из ложи тогда, когда некоторые были закрыты и когда близкий к массонству союз розенкрейцеров был запрещен. 

     В 1785 г. композитор был посвящен в нескольких ложах:

«К Добромыслию», в списке которой значился под номером 20, и во 2-й градус в ложе «К Истинному Посвящению». Материнская ложа Моцарта объединилась с несколькими другими 1 декабря 1785 г., что привело к образованию Ложи «Ко Вновь Коронованной Надежде».

     В том же 1785 г. Моцарт сочинил Масонскую траурную музыку, одну из самых волнующих страниц в его творчестве. Первоначально она была написана для хора и окрестра на слова пророка Иеремии: "Он пресытил меня горечью, напоил меня полынью... Воды поднялись до головы моей; я сказал: "погиб я".

     Вариант для оркестра был исполнен в масонской ложе Коронованная надежда по случаю кончины двух видных масонов: Георга Августа Герцога Меклембурга-Штрелица и графа Франца Эстергаза фон Галанты.

     «Я ничего подобного никогда еще не сочинял; думаю, это лучшее мое произведение», - сказал композитор.

      Моцарт, который вместе с Иоганном Вольфгангом Гете и Готтхольдом Эфраимом Лессингом входил в число трех самых знаменитых масонов XVIII в., сыграл большую роль в духовной истории союза. Опера "Волшебная флейта" - глубоко масонское произведение. В нем отражена борьба масонства с христианством. Прообразом одного из главных персонажей оперы - Сарастро - стал Великий мастер главной венской масонской ложи Истинное согласие, ученый и писатель Игнац Фон Борн.

 Масонская ложа

     Либретто "Волшебной флейты" (предположительно его автором был Эмануэль Шиканедер) было написано по мотивам сказки "Лулу, или Волшебная флейта" из собрания восточных сказок «Джиннистан» Христофа Мартина Виланда, с дополнением из его же сказок "Лабиринт" и "Умные мальчуганы", эпической поэмы «Оберон, царь волшебников», а также по либретто К. В. Хенслера из оперы "Праздник солнца у браминов" Венцеля Мюллера, драмы "Томас, царь египетский" Т.Ф. фон Геблера и романа "Сетос" Ж. Террасона.

     После смерти Эмануэля Шиканедера на авторство либретто стал претендовать один из актеров Виденского театра - масон Карл Людвиг Гизеке.

     Поводом к написанию оперы, послужили распространившееся по Вене слухи о предстоящем запрете масонских лож. По мнению друзей Моцарта, масоны подвергались необоснованным преследованиям и притеснениям. Поэтому группой масонов из ложи «Ко Вновь Коронованной Надежде» была создана первая масонская опера, если не раскрывающая, то, по крайней мере, воспевающая основные идеи братства вольных каменщиков.

     Известно, что основной целью "братства" было нравственно облагородить людей и объединять их на началах братской любви, равенства, взаимопомощи и верности. Для иллюстрации своих мировоззренческих идей масонские братства использовали целый ряд ближневосточных мифов, легенд и представлений.

     Строительные ложи занимались символическим возведением храма и использовали при этом особый символический язык (основы масонского искусства не подлежали разглашению - было запрещено заносить их на бумагу, что напоминает древнеарийское табу на письмо).

     Масонские церемониалы, числовая мистика, орнаментальная символика также уходят своими корнями на Ближний Восток, и через египетско-вавилонское посредство имеют много общего с зороастрийской религией и древними ираноарийскими верованиями. Поэтому обращение масонов к образу Зороастра (Зарастро) не является случайным. Их привлекла не только популярность Зороастра как древнего мудреца, философа, мага и астролога. Согласно поздним вавилонским легендам, дошедшим до нас в греческом изложении, Зороастр, по-видимому, был одним из первых каменщиков и строителем знаменитой Вавилонской башни. Возможно, именно поэтому фигура Зороастра стала для масонов воплощением совершенного человека, глубокого мудреца и магистра каменщиков.

     «Волшебная флейта» завершается триумфом посвященных, Зарастро и жрецов. Последние слова Зарастро символизируют суть масонского просвещения, заимствованного из древних дуалистических культов:

 

«Бессмертное солнце над нами взошло, 

 Во тьме непроглядной рассеяло зло».

 

    А хор жрецов декламирует морально-этические принципы масонства и их надежды на будущее:

 

«Славтесь, просвященные

Мир вам и любовь

В небесах Исиды 

И бессмертие богов. 

Героям в чертоге 

Мы честь воздаем 

Венчают их боги 

Бессмертным венцом».

    

     Вместе с тем, "Волшебная флейта" во многом отразила сомнения Моцарта в основных масонских ценностях. У композитора даже возник план создания соперничающей с масонством организации под названием Пещера.

    




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".