Театральная музыка

 

 

Театральная музыка

 Альфред Шнитке, Борис Можаев, Дмитрий Покровский и Юрий Любимов на репетиции

     В 1965-м г. Шнитке прочел запрещенный в СССР роман Пастернака «Доктор Живаго». Наиболее сильное впечатление на него произвели стихи, введенные туда как вставная поэтическая тетрадь — стихотворения Юрия Живаго. Более того, их Шнитке ставил несравненно выше самого романа. «Как роман он меня не убеждает окончательно, потому что остается как бы в кругу очень наивных интеллигентских пастернаковских представлений. А стихи — совсем из другого круга.... Та простота, которой достиг Пастернак, превосходит простоту, достигнутую Анной Ахматовой. Это просто высшее, что дала русская поэзия в этом веке. Не только стихи из "Живаго", но и многие другие стихи позднего Пастернака. Но особенно — эти. Это как бы та награда, которую он получил, обратившись к этой теме. Тема сама уже содержит и путь к награде, и емедленное воздаяние».

      Еще тогда у композитора возникла мысль использовать «стихотворения Живаго» в своем творчестве — создать на их основе вокальный цикл.

    Эта мечта осуществилась, но несколько иначе, чем предполагал композитор. В 1993 г. Шнитке стал работать вместе с режиссером Юрием Любимовым (Театр на Таганке) над музыкальным спектаклем под названием «Живаго (доктор)». В этом спектакле многие строки из поэтической тетради были распеты в виде отдельных, законченных музыкальных номеров.

     Жанр этой постановки получился совершенно индивидуальный: не опера, не рок-опера, не зонг-опера, не мюзикл, не мистерия, а «музыкальный спектакль», в котором претворены все названные выше музыкально-сценические виды.

     Через весь спектакль идет череда вставных стихотворных текстов: «Я в гроб сойду» из «Гефсиманского сада» Б. Пастернака; «Мы живем, под собою не чуя страны» О. Мандельштама; «И идут без имени святого...» из поэмы «Двенадцать» А. Блока; «Чуть ночь, мой демон тут как тут...» из «Магдалины I» Б. Пастернака; «Мело, мело по всей земле...» из его же «Зимней ночи». Из А. Пушкина — «Блажен, кто смолоду был молод...». В конце — «А нас на свете нет» Пастернака.

     Песни, хоралы, вальсы, марши, фокстроты, танго и другие бытовые жанры, даже при их гротескной подаче, составляют основной музыкальный слой «Живаго».

 

….Ты видишь, ход веков подобен притче

И может загореться на ходу.

Во имя страшного ее  величья

Я в добровольных муках в гроб сойду.

 

Я в гроб сойду и в третий день восстану,

И, как сплавляют по реке плоты,

Ко Мне на суд, как баржи каравана,

Столетья поплывут из темноты".

 

Б. Пастернак, из «Гефсиманского сада»

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".