"Гретхен за прялкой"

 

 

"Гретхен за прялкой"

 

 Шуберт

     Первым шедевром Шуберта, написанным в 1814 г. стало положенное на музыку стихотворение Гёте «Гретхен за прялкой». В этот период он работал помощником учителя в школе отца и в свободное от работы время занимался композицией.   

     Шуберт избрал  лишь  небольшой  фрагмент  трагедии  Гете «Фауст». Только один монолог.  Но  он  сумел  как  бы  окинуть  взором  и  поведать  звуками  всю трагическую историю Гретхен. В короткой песне с изумительной правдивостью  и художественным   совершенством   раскрыто   содержание   одного   из   самых трогательных образов мировой литературы.

     Душа человека, его чувства,  переживания  интересовали  Шуберта  больше всего. Сердечные порывы он предпочитал порывам  духа, лирику  -  философии. Именно в лирике видел он свою родную стихию. Оттого, вероятно,  в  гетевском "Фаусте" взор его привлек  не  острый  ум  всеуничтожительно саркастического Мефистофеля и не снедаемый раздумьями и  сомнениями  Фауст,  а  простодушная Гретхен с ее самоотверженной и беззаветной любовью. Из первой части трагедии он избрал сцену в светелке Гретхен, когда она, сидя за прялкой, вспоминает о любимом.

     Из  монотонно-однообразного  аккомпанемента,  напоминающего   печальное жужжание  прялки,  возникает  голос,  тоже  печальный.  Чуть  вздрагивая  от затаенной тоски, он тихо вздыхает по утраченному покою и мягко жалуется на тяжесть, сдавившую сердце.

     Нигде и никогда не обрести былого счастья. Оно ушло, потому  что  рядом нет любимого. Без него жизнь тесна, как могила. Без него весь мир - ничто.

     Голос  звучит  громче.  В  мелодии  угадываются  вскрики   сдавливаемых рыданий.

И снова с тихой грустью  жужжит  прялка,  а  девушка  так  же  печально жалуется на разлуку.

     Меняется напев. Чуть заметно, едва уловимо преображается  мелодия.  Она становится живее, подвижнее. В ней  слышатся  нежность,  любовное  томление. Мыслями Гретхен все сильней и сильней завладевает возлюбленный. Только о нем мечтает она. Только его ищет повсюду и всегда, выглядывая из окна, выходя из дому. Только его видит в своем воображении. И вот уже вольно и широко, как чувство,  не  знающее  преград,  хлынула мелодия. Стремительная и неудержимая, она рвется вперед, к наивысшей  точке, и, наконец, достигает вершины.

     - Пожатие его руки... И, ах... его поцелуй!.. -  в  упоении  восклицает Гретхен.

     Пауза. Мгновенная и неожиданная. Тишину зло  буравит  отрывочная  фраза рояля. Это как бы осколок мотива прялки - мотив одиночества.  Постепенно  он переходит в монотонное жужжание аккомпанемента. И на  сумрачном  фоне  вновь горько звучит печальная песнь одинокой девушки. Она вздыхает  по  утерянному навсегда покою и жалуется на тяжесть, тисками сдавившую сердце.

     "Гретхен за прялкой" - монодрама, исповедь души. Работая над песней, Шуберт сумел сделать то, что не удавалось его предшественникам: сочиняя на определенный поэтический текст, он своей музыкой создавал контекст, придающий слову новый смысл. В «Гретхен за прялкой»  звукоизобразительный контекстом является жужжание колеса прялки в Гретхен. Впервые в музыке фортепианная партия стала не просто аккомпанементом, а носителем музыкального образа, она стала выражать эмоциональное состояние.  Благодаря гению композитора слушатель сразу становится не наблюдателем, а соучастником.

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".