Фортепианные пьесы

 

 

Додекафонный метод

  

 А. Шенберг

 

      "Достоверно известно, что атональность создавалась одним-единственным композитором - Арнольдом Шёнбергом, а не группой их. <...> И начиная с того времени, уже оставшимся в далёком прошлом, этот человек неустанно шёл по той же дороге, героически борясь с непониманием современников и даже с материальными лишениями.", - сказал в 1921 г. один из крупнейших итальянских композиторов того времени Альфредо Казелла. 

     Атональный период творчества Шенберга начался в 1909 г. с "Трех пьес для фортепиьяно", а в начале 20-х годов он изобрел новый «метод композиции с 12 соотнесёнными между собой тонами»,  известный как "додекафония". В основе, таких сочинений, как "Сюита для фортепьяно", "Вариации для оркестра", концерты, струнные квартеты - лежат серии из 12 неповторяющихся звуков, взятые в четырех основных вариантах (техника, восходящая к старинному полифоническому варьированию).

     Кроме того, первые додекафонные произведения Шёнберга (Пять пьес для фортепьяно, 1923 г., Квинтет для духовых, 1924 г., Четвёртый струнный квартет, 1927 г.) нарочито сухи и лишены всяческих признаков псевдоромантизма, популярного в те годы.

     Резонанс, который новый метод вызвал в культурном мире, был огромен.

     Томас Манн в «Докторе Фаустусе» описывает своего главного героя - композитора Адриана Леверкюна - как создателя новой музыкальной системы, напоминающей шенберговскую. После долгой переписки Манн помещает в конце романа резюме, в котором признается, что прототипом музыкальной системы вымышленного героя Леверкюна стала додекафонная система Арнольда Шенберга.

      Метод  додекафонии стал самым влиятельным в европейской и американской классической музыке ХХ в.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".