Советский музыкальный авангард

 

 

Советский музыкальный авангард

     В советском музыкальном авангарде принято выделять две волны. Первая — это авангард 1910–1920-х гг., связанный с именами таких композиторов, как: Н.А. Рославец, И.А. Вышнеградский, Н.Б. Обухов, А.С. Лурье и др. И вторая — авангард 1960–1980-х гг.

     Рождение советского авангарда второй волны связано, прежде всего, с хрущевской «оттепелью», а, как следствие, стремлением творческой интеллигенции узнать и освоить все, что было сделано на Западе за предыдущий период изоляции.

     В 1963 г. в СССР приехал Луиджи Ноно, один из главных западных композиторов-авангардистов. Шнитке говорил: «Встреча с Ноно — вот это "подслушивание", оставившее неизгладимое художественное впечатление,— наверное, во многом оказалась решающим моментом для моего окончательного поворота на путь "левых заскоков" с компромиссного пути. Именно тогда я понял бесповоротно, что мне нужно учиться».

     Шнитке вместе с Э.В.Денисовым и С.А. Губайдуллиной (их еще называли «русской тройкой») — главная фигура «советского музыкального авангарда». Советские авангардисты поэтапно осваивали сериализм (в разных видах), сонористику, алеаторику (композиция по принципу случайности), электронную музыку. Вскоре появилось понятие «коллажа» (т.е. цитирования «чужого слова»).

 А. Шнитке

     Альфред скрупулезно изучал новейшую музыку, осваивал новую технику, и, в то же время не был простым подражателем, а шел своим собственным путем. Так постепенно формировался уникальный музыкальный стиль Шнитке.

     Начиная со второй половины 1970-х гг. для музыки Шнитке характерно совмещение разнообразных современных композиторских техник на основе выдвинутой им самим концепции «полистилистики». Это была концепция «нового плюралистического музыкального сознания», которое «в своей борьбе с условностями консервативного и авангардного академизма перешагивает через самую устойчивую условность — понятие стиля как стерильно чистого явления». Как основные формы проявления этой тенденции можно выделить принцип цитирования и принцип аллюзии (стилистического намека, игры в стиль). Полистилистика разрешает и предполагает интеграцию «низкого» и «высокого», «банального» и «изысканного». «Субъективная страстность авторского высказывания подкрепляется документальной объективностью музыкальной реальности, представленной не только индивидуально-отраженно, но и цитатно» (А Шнитке, 1970 г.)

     Немалую роль в формировании стиля Шнитке сыграли его сочинения для кино и театра. Участвуя в создании кинофильмов, Шнитке усилил их психологическое воздействие, создав музыкой дополнительный эмоционально-смысловой план. Киномузыка активно использовалась им и в концертных произведениях: в Первой симфонии и Сюите в старинном стиле для скрипки и фортепьяно звучала музыка из фильма «Мир сегодня» («И все-таки я верю»), в Первом Концерте гроссо — танго из «Агонии» и темы из «Бабочки», в Трех сценах для голоса и ударных — музыка из «Маленьких трагедий».

     Постмодернист в музыке Шнитке был особенно популярен на Западе так как, включая в свои произведения «чужое слово», он делал музыку более доступной слушателям.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".