"Весна Священная"

 

 

"Весна Священная"

 

 Н. К. Рерих. "Поцелуй земле" Эскиз декорации к балету Стравинского "Весна священная"

     Про «Весну священную» один из критиков писал: «Парижская премьера "Весны священной" вспоминается как что-то очень значительное, как битва под Ватерлоо, как первый полет воздушного шара».

     Премьера балета в 1913 г. сопровождалась скандалом — публика категорически не приняла это произведение.

     «Слабые протесты по адресу музыки можно было уловить с самого начала спектакля. Затем, когда поднялся занавес и на сцене оказалась группа прыгающих Лолит с вывернутыми внутрь коленями и длинными косами ("Пляска щеголих"), разразилась буря. Позади меня раздавались крики: "Ta gueule" ("заткни глотку"). Я услыхал голос Флорана Шмитта (французский композитор и музыкальный критик, прим. сост.), кричавшего: "Taisez-vous races du seizieme" ("молчите вы, девки шестнадцатого"); "девками из шестнадцатого" были, однако, самые элегантные дамы Парижа. Суматоха продолжалась, и спустя несколько минут я в ярости покинул зал; я сидел справа от оркестра, и помню, как хлопнул дверью. Никогда более я не был так обозлён. Музыка казалась мне такой привычной и близкой, я любил её и не мог понять, почему люди, ещё не слышавшие её, наперёд протестуют. Разъярённый, я появился за кулисами, где увидел Дягилева, то тушившего, то зажигавшего свет в зале — последнее средство утихомирить публику. До самого конца спектакля я стоял в кулисе позади Нижинского, держа его за фалды фрака; он стоял на стуле и, подобно рулевому, выкрикивал танцовщикам цифры», (из «Диалогов» И. Стравинского).

     Однако вскоре на концертной эстраде музыка Стравинского уже имела успех. Стравинский говорил: «Мой новый балет "Весна священная" не имеет сюжета. Это религиозная церемония Древней Руси — Руси языческой». Когда Дягилев услышал начало «Весенних гаданий», в котором один и тот же многозвучный аккорд с разной ритмической акцентировкой повторялся 59 раз, то пришел в замешательство.  Смущенный и раздосадованный, но не желая меня обидеть, он сказал мне слова чрезвычайно оскорбительные: “И долго это будет продолжаться?” Я ответил: “До самого конца, мой дорогой!” Он замолчал, так как понял, что мой ответ серьезен».

     Музыка этого балета на тему истории дохристианской Руси благодаря сложности гармонического языка, изощренности ритмов, часто меняющих свои очертания, создавала впечатление первобытной дикости, поражая слушателей.

     Надо сказать, что интерес к теме языческой Руси был не мал, как в живописи, так и в музыке (Н. Рерих, Римский-Корсаков, Прокофьев в разное время создавали или пытались создать произведения на эту тему), но только Стравинскому удалось по-настоящему взбудоражить публику.

     В его балете были возрождены обряды весенних гаданий, заклинаний сил природы, присутствуют сцены умыкания девушек, древнейший обряд Поцелуя земли, величание Избранной и, наконец, орошение земли ее жертвенной кровью.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".