Фантазия для оркестра "Карнавал животных"

 

 

Фантазия для оркестра "Карнавал животных"

 

 

 К. Сен-Санс

     Первое исполнение зоологической фантазии «Карнавала животных» состоялось в узком кругу друзей композитора 9 марта 1886 г. Во второй раз Сен-Санс исполнил его для Ференца Листа 2 апреля того же, 1886 г., когда великий венгр приехал в Париж. Больше при жизни автора “Карнавал животных” не исполнялся. Более того, Сен-Санс даже не планировал публиковать это произведение. Единственный номер из Фантазии, который появился в печати при жизни Сен-Санса, было виолончельное соло "Лебедь".

     Полностью "Карнавал животных" был опубликован в 1922 г. после смерти музыканта, а вскоре стал одним из популярнейших его сочинений.

      Камиль Сен-Санс считал "Карнавал животных" сочинением не серьезным, которое в шутливой форме показывало некоторые типичные, характерные, а частично и важные стороны творческой личности самого композитора.  

       Персонажи, которых изобразил Сен-Санс (за исключением лебедя) предстают в шутливом или даже карикатурно-сатирическом виде. Естественно, что в большинстве случаях Сен-Санс имел в виду не столько животных, сколько человеческие характеры, которые они олицетворяют (что стало одной из причин нежелания композитора публиковать это произведение).

      

 

 

Части “Карнавала животных”:

1. “Королевский марш льва” (грозное рычание внушительно передано хроматическими волнами фортепьянных октав)


2. “Курицы и петух” (назойливые птичьи крики)


3. “Антилопы” (главенствующая партия здесь у фортепьяно, которая причудливыми пассажами передает неистовый бег)


4. “Черепахи” (музыкальная ирония над медлительностью)


5. “Слоны” (ирония над тяжеловесностью)


6. “Кенгуру” (музыкальная метафора, выраженная легкими “прыжками” у фортепьяно)


7. “Аквариум” (изображение рыб - красивые, условные переливы звучаний челесты, фисгармонии, флейты, высоких нот струнных и пассажей фортепьяно, создающие впечатление колышущейся воды)


8. “Персонаж с длинными ушами” (речь идет об оселе - его крики переданы взвизгиваниями и тянущимися звуками скрипок)


9. “Кукушка в глубине леса” (первый лирический эпизод фантазии; кларнет настойчиво “кукует” на фоне красивых, изысканных гармоний, которые выдают интерес Сен-Санса к новейшим по тем временам течениям в музыке и которые он, впрочем, впоследствии решительно отвергал)


10. “Птичник” (в исполнении флейты и кларнета)


11. “Пианисты” (“низкий умственный уровень” пианистов композитор иронично изобразил музыкой, которая в свою очередь изображает  техническую зубрежку этюдов)


12. “Ископаемые” (черный юмор на тему “мертвецы”)


13. “Лебедь” (единственная пьеса, лишенная элементов иронии и сарказма - наиболее популярная часть Карнавала)


14. Финал

       В состав инструментального ансамбля этого произведения входят два фортепьяно, две скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, фисгармония, ксилофон и челеста. Включенные в партитуру инструменты используются здесь так ярко, что для многих поколений любителей музыки “Карнавал животных” был едва ли не лучшим “путеводителем по инструментам”, пока в 1945 г. английский композитор Бенджамин Бриттен не написал свой “Путеводитель по оркестру для молодежи”.

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".