Стравинский И. Ф.

 

 

Стравинский Игорь Федорович

(1882–1971)

  

 

«Я вобрал в себя всю историю музыки»

И. Стравинский

 

    Рассказывали, что когда на аукционе в Лондоне продавалось с молотка первое издание партитуры одного из ранних балетов Стравинского, несмотря на большое число желающих ее приобрести, победил старый седой господин, упорно набавлявший цену. В результате партитура досталась ему за три тысячи фунтов стерлингов.

     Репортеры сразу забросали покупателя вопросами.

     — Кто вы и почему решили купить партитуру во что бы то ни стало?

     — Игорь Стравинский, — представился таинственный незнакомец журналистам и добавил с улыбкой:

     — Я никогда не думал, что за собственную партитуру придется платить вдвое больше того, что когда-то в молодости я получил за весь балет!

     Игорь Стравинский принадлежит к числу ведущих новаторов XX в. Он создал новый тип музыкального спектакля (характерный для современного условного театра), совмещающий различные театрально-сценические приёмы: в балет вводится пение, музыкальное действие поясняется речевой декламацией и др.

     Его индивидуальный почерк, средства выразительности оставались и остаются характерными только для него, составляя неповторимый музыкальный язык и метод мышления.

     Стравинский одним из первых открыл новые музыкально-структурные элементы в фольклоре, ассимилировал некоторые современные интонации (напр., джазовые), внёс много нового в метроритмическую организацию, оркестровку, трактовку жанров .

     По силе воздействия на публику музыку Игоря Стравинского часто сравнивают с живописью Пабло Пикассо.    

 

     Игорь Стравинский родился 5 июня 1882 г. в Ораниенбауме близ Санкт-Петербурга. Его отец Федор Игнатьевич Стравинский был певцом Мариинского театра, неподалеку от здания которого жила семья Стравинских. Мать Игоря была пианисткой. В их квартире часто собирались такие люди, как композитор Римский-Корсаков, балетмейстер Петипа, писатель Достоевский, коллеги Федора Игнатьевича по театру, художники и другие представители питерской и московской интеллигенции.

     Еще сравнительно не много зная о музыке, Игорь пробовал ее сочинять, однако  импровизации осуждались, обучавшей его игре на фортепьяно ученицей Рубинштейна Кашперовой. Она считала, что это отнимает время от основных занятий.

     После окончания гимназии Стравинский поступил на юридический факультет университета, который окончил в 1905 г.

     Обстоятельно музыкой, которая, однако, весьма его интересовала, он не занимался вплоть до своего двадцатилетия, когда начал брать уроки композиции у Римского-Корсакова (до этого Игорь учился композиции самостоятельно). Тот отсоветовал Игоря поступать в консерваторию, а вместо этого взялся просматривать все сочинения молодого и очень талантливого, с его точки зрения, человека. В этот период Стравинский испытывал большое влияние музыки своего учителя, как, впрочем, и других композиторов «Могучей кучки». Именно под влиянием Римского-Корсакова обратился он к русскому музыкальному фольклору .

     Когда в 1908 г. Римского-Корсакова не стало, искренне скорбящий Стравинский написал Траурную песню для оркестра, которую посвятил памяти своего учителя.

     Большое значение для творческого роста Стравинского имело его знакомство со знаменитым балетным импресарио С. Дягилевым, который готовил ряд спектаклей русского балета в Париже. По его заказу Стравинский написал свои в последствии знаменитые балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».

     Накануне Первой мировой войны композитор покинул Россию. До 1939 г. он жил во Франции, затем переехал в США.

     В США Стравинский читал лекции в Гарвардском университете, в результате чего на свет вышла его книга «Музыкальная поэтика». Там, он не без воздействия американской культуры написал Танго для одного и двух роялей, Цирковую польку, «Скерцо a la Russe» для симфоджаза Поля Уайтмена, «Эбони-концерт», или Концерт для кларнета и джаза (сочиненный по заказу знаменитого джазового кларнетиста Вуди Германа), а также музыку к типично бродвейскому ревю «Семь изящных искусств».

     Во время Второй мировой войны Стравинский сочинил Симфонию в трех частях. Некоторые критики усматривали в ней мотивы, сходные со знаменитой Ленинградской симфонией Шостаковича. Однако сам автор писал: «В основе Симфонии нет никакой программы, и напрасно было бы искать ее в моем произведении. Тем не менее возможно, что впечатления нашего трудного времени, события, сомнения, надежды, непрерывные мучения, рост напряжения и его разрядка не могли не оставить своего следа на этой симфонии».

     Постепенно Стравинский полностью отошел от темы русского фольклора и увлекся сначала классицизмом, а затем религиозной тематикой (концерт для фортепьяно с оркестром, 1924 г., балет « Аполлон Мусагет», 1927 г., кантата « Симфония псалмов» , 1930 г. и др.).

     Родину Игорь Стравинский после сорокадевятилетнего отсутствия посетил лишь в 1962 г., где был очень тепло принят советской музыкальной общественностью и зрителями.

     Умер Стравинский 6 апреля 1971 г. в Нью-Йорке.

 

Музыкальное наследие:

Оперы: «Мавр» (опера буффа, либретто Б. Кохно, по поэме А.С. Пушкина «Домик в Коломне», 1922 г.), «Царь Эдип» (опера-оратория, по трагедии Софокла, либретто Ж. Кокто и Стравинского, перевод с латыни на французский язык Ж. Даниелу, 1927 г.), «Похождения повесы» (либретто У. Одена и Ч. Кальмана по серии гравюр Дж. Хогарта, 1951 г.)

 

Балеты: « Жар-птица» (сказка-балет, либретто М. М. Фокина, 1910 г.), «Петрушка» (потешные сцены, либретто А. Бенуа и Стравинского, 1911 г.), «Весна священная», картины языческой Руси в 2 частях (либретто Н. К. и С. П. Рерихов, 1913 г.), «История солдата» (Сказка о беглом солдате и чёрте, читаемая, играемая и танцуемая, в 2 частях, для чтеца, 2 артистов, мимической роли, кларнета, фагота, корнета, тромбона, ударных, скрипки и контрабаса; на основе русских народных сказок из собрания А. Н. Афанасьева, и переведено на французский язык Ш. Рамюза, 1918 г.), «Пульчинелла» (балет с пением, по неаполитанской рукописи начала 18 в.; музыка на основе тем, фрагментов сочинений и пьес Дж. Б. Перголези, 1920 г.), «Свадебка» (хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты из собрания П. В. Киреевского, 1923 г.), «Аполлон Мусагет» (в 2 картинах, для струнного оркестра, 1928 г.), «Поцелуй феи» (балет-аллегория в 4 картинах, либретто С. по сказке Андерсена «Снежная королева», 1928 г.), «Цирковая полька» (1942 г.), «Агон» (для 12 танцовщиков, в 3 частях, 1957 г.)

 

Произведения для солистов, хора и оркестра: «Священное песнопение во славу имени св. Марка» (на текст из Ветхого Завета, 1956 г.), кантата «Проповедь, притча и молитва» (1961 г.), «Заупокойные песнопения» (на канонический текст католической заупокойной мессы и погребальной службы, 1966 г.)

 

Произведения для хора и оркестра : « Симфония псалмов» (на латинские тексты Ветхого Завета, 1930 г.), «Вавилон» (по 1-й Книге Моисеевой, глава XI, песни 1–9, 1944 г.)

 

Произведения для оркестра: 3 симфонии (1907 г.), «Фантастическое скерцо» (1908 г.), «Фейерверк», фантазия (1908 г.)

 

Произведения для инструмента с оркестром:   концерт для скрипки D-dur (1931 г.), «Движения» для фортепьяно (1959 г.), концерт для фортепьяно и духовых инструментов (1924 г.)

 

Камерно-инструментальные ансамбли: Duo concertant для скрипки и фортепьяно (1931 г.), 3 пьесы для струнного квартета (1914 г.), Песня волжских бурлаков для духовых и ударных инструментов (обработка русской народной песни «Эй, ухнем!», 1917 г.)

 

Произведения для фортепьяно: скерцо (1902 г.), сонаты (1904 г., 1924 г.), Траурный хорал памяти Дебюсси (1920 г.), Вальс для маленьких читателей «Фигаро» (1922 г.), Серенада (1925 г.), Танго (1940 г.); Вальс цветов (для 2 фортепьяно, 1914 г.)

 

Произведения для хора а саррellа: Подблюдная для женских голосов на народные тексты (1917 г.), Отче наш (для смешанного хора, на русский канонический текст православной молитвы, 1926 г.), Богородице Дево, радуйся (для смешанного хора, на русский канонический текст православной молитвы, 1934 г.)

 

Произведения для голоса и инструментального ансамбля: 3 японских стихотворения (для сопрано, 2 флейт, 2 кларнетов, фортепьяно и струнного квартета; русский текст А. Брандта, 1913 г.), Кошачьи колыбельные песни (сюита на русские народные тексты для контральто с 3 кларнетами, 1916 г.), Элегия Дж. Ф. К. (посвящена Дж. Ф. Кеннеди, на стихи У. X. Одена, для баритона, 2 кларнетов, альтового кларнета, 1964 г.)

 

Произведения для голоса и фортепьяно: романс «Туча» (на слова А.С. Пушкина, 1902 г.), «Пастораль» (песнь без слов, 1907 г.), 2 песни на слова С. М. Городецкого (1908 г.), 2 стихотворения К. Д. Бальмонта (1911 г.), «Колыбельная» (на собственный текст, 1917 г.), 4 русских песни (на народные тексты, 1918 г.)

 

Этапы творческого пути:

5 июня 1882 г.        

Родился в Ораниенбауме

1902 г.

Начал брать уроки у Римского-Корсакова

1908 г.

Пишет Траурную песню для оркестра, посвящённую памяти Римского-Корсакова

1908 г.

Пишет «Фантастическое скерцо» и фантазию «Фейерверк» для оркестра - п ервые сочинения, привлекшие внимания к композиторскому таланту Стравинского

1910 г.

П о заказу

С. Дягилева пишет балет «Жар-птица»

1911 г.

Премьера балета "Петрушка"

1913 г.

Балет «Весна священная»

1914 г.

Эмигрирует за границу

1918 г.

"История солдата"

1923 г.

Написана хореографическая канта «Свадебка», ей заканчивается так называемый «русский период» Стравинского

1923 г.

Написан октет для духовых инструментов и концерт для фортепьяно и духовых инструментов

1927 г .

Опера–оратория «Царь Эдип»

1928 г .

Балет-аллегория «Поцелуй феи»

1947 г.

Балет «Орфей»

1939 г.

Переезжает в США

1945 г.

Принимает американское гражданство

1956 г.

«Священное песнопение»

1957 г.

Балет «Агон» — наиболее выдающиеся произведения додекафонного периода в творчестве Стравинского

1966 г.

«Заупокойные песнопения»

6 апреля 1971 г.

Скончался  в Нью-Йорке

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

Сюита из балета "Жар-птица" (редакция 1919 г.)

Сюита из балета "Петрушка"

Балет "Весна священная". Картина языческой Руси

Обработки русских нар. песен

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".