Романтические балеты

 

 

Романтические балеты

 

 Из балета С.С. Прокофьева "Золушка"

     Музыка Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта» поначалу казалась всем настолько непонятной и сложной, что общее собрание коллектива оркестра и балетной труппы, состоявшееся за две недели до предполагаемой премьеры, единогласно постановило отменить спектакль — во избежание полного провала... При этом, вслед за одним местным остроумцем, весь театр повторял одну и ту же крылатую фразу: — Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете...

     И в тоже время именно балеты Прокофьева, написанные после возвращения композитора на родину («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке») принесли советскому балетному театру мировую славу.

     Балетное творчество Прокофьева 2-й половины 30-х — начала 50-х гг. в основном связано с деятельностью Русского балета Дягилева. По заказу С.П. Дягилева Прокофьев работал над балетом на скифский сюжет в сотрудничестве с автором либретто поэтом С. М. Городецким

     Первой крупной работой после возвращения в Россию стал балет «Ромео и Джульетта» (1935 г.). Новая балетная драматургия была основана на сквозном развитии действия трагедии, на ярком показе психологически сложных многогранных образов. Галина Уланова — первая исполнительница партии Джульетты — впоследствии писала: «Его музыка — родоначальник и душа танца, его Джульетта — моя любимая героиня, средоточие того света, гуманизма, духовной чистоты и возвышенности, которые пленяют едва ли не в каждом произведении Прокофьева».

     В «Ромео и Джульетте» Прокофьев ярко раскрывает основной конфликт шекспировской трагедии — столкновение прекрасной любви с родовой враждой старшего поколения, характеризующий дикость средневекового уклада жизни. Музыка воспроизводит живые образы шекспировских героев, их страсти, порывы, их драматические столкновения.

     Впечатляющего успеха достиг Прокофьев и в балете «Золушка» на сюжет сказки Ш. Перро (1944 г.)

    Романтическая сущность музыки Прокофьева проявилась, прежде всего, в особой роли возрождённого в те годы увлекающего и одухотворённого вальса. Возвышенная и утончённая лирика оттеняется в балете изящными неоклассическими стилизациями придворных танцев (где особую драматургическую роль играет гавот), а также гротесково-пародийными образами злобной мачехи и сварливых сестёр, в создании которых проявился неподражаемый юмор Прокофьева.

     Впервые «Золушка» была поставлена в ноябре 1945 г. на сцене Большого театра. После премьеры Борис Пастернак писал Галине Улановой (она танцевала и в этой постановке): «...Я особенно рад, что видел Вас в роли, которая наряду со многими другими образами мирового вымысла выражает чудесную и победительную силу детской, покорной обстоятельствам и верной себе чистоты... Мне та сила дорога в её угрожающей противоположности той, тоже вековой, лживой и трусливой, низкопоклонной придворной стихии, нынешних форм которой я не люблю до сумасшествия...».

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".