Петя и волк

 

 

Петя и волк

      Хотя у Прокофьева был сравнительно небольшой опыт написания музыкальных произведений для детей, когда в 1836 г. художественный руководитель Детского музыкального театра Н. Сац предложила ему сочинить симфоническую сказку, которая бы знакомила ребят с музыкальными инструментами, композитор с радостью согласился.

 Наталья Сац

     Из книги Натальи Сац «Новеллы моей жизни»:

«…я побаивалась, что Сергей Сергеевич напишет детскую симфонию таким сложным музыкальным языком, который будет высоко оценен музыкантами, но недоступен детям, и мы несколько вечеров занимались тем, что он играл мне разные музыкальные произведения.

     — Я хочу почувствовать, понять, что ты считаешь понятным для детей, что нет и почему, — сказал он….».

     Текст (он читается в перерывах между музыкальными картинами) о пионере, поймавшем свирепого волка с помощью храброй птички, написал сам композитор. Каждому персонажу этой истории, по замыслу автора, соответствует лейтмотив, звучащий всегда у одного и того же инструмента. Мелодии развиваются, меняются, сплетаются, сталкиваются, и слушателям легко понять ход всей истории и переживания героев.  Если внимательно слушать «Петю и волка», то можно научиться различать звучание инструментов оркестра.

     Так родилось еще одно замечательное произведение, где проявилась остроумнейшая характерность прокофьевского инструментализма.

      Из книги Натальи Сац «Новеллы моей жизни»:

     «— Наташа? «Петя и волк» тебе кланяются и ждут дальнейших распоряжений.

Мама говорит, что я даже подпрыгнула во время этого разговора от радости, пританцовывала, держа телефонную трубку.

     — А можно… сегодня же после спектакля послушать эту сказку не только мне, а нескольким ребятам из нашего детского актива — так интересно поскорее узнать, как они будут слушать?

     Сергей Сергеевич согласился, но сказал, что придет сейчас же, чтобы мы с ним прорепетировали, так как он хочет, чтобы на этом прослушивании текст сказки читала я.

     И вот мы оба за роялем.

     Сергей Сергеевич садится, я становлюсь напротив него, кладу на крышку рояля «текст чтеца», который Сергей Сергеевич сам аккуратно выписал для меня чернилами вместе с нотной строчкой, чтобы говорила точно, когда это нужно, по музыке. Конечно, мне надо будет потом долго учить этот текст, чтобы читать его художественно, наизусть, в теснейшей связи с музыкой, но сегодня новорожденный Петя мне простит неточности и волнения.

     Скорее в театр, прочесть детям!

     В моем кабинете их собралось десять.

     Начинаю:

     — Рано утром пионер Петя открыл калитку и вышел на большую зеленую лужайку…

Теперь вступает музыка — Петя весело, не спеша шагает среди полевых цветов, деревья приветствуют его, машут ветвями, цветы кивают, как другу, бабочки садятся на голову, даже рыбешки показывают головы из пруда — Петя любит природу, его манит все живое… И какой свежестью веет от первых же тактов музыки Сергея Сергеевича!

     Теперь текст:

     — На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. «Все вокруг спокойно», — весело зачирикала она, — и вслед за этим на самых высоких нотах раздается удивительно высокое и предприимчивое чириканье — верно, птичка знает, что будет играть в этой сказке немаловажную роль…

     Сказка нравится ребятам — это сразу замечаю, когда гляжу, как они слушают. Бывает, после конца и хвалят и восторгаются, а во время музыки вертятся, переговариваются, а тут сидят тихо-тихо, хотя собрались больше малыши и сказка беспрерывно идет двадцать четыре минуты. Услышав от меня, что происходит — текст сказки, — они не сводят глаз с клавиатуры — музыка помогает им нарисовать в воображении картины, как все это происходит. Они слушают творчески, у каждого из них возникают свои образы, видения и представления, с которыми так жалко расстаться, когда сказка кончилась…»

     Сказка завоевала симпатии детской и взрослой публики и стала одним из самых исполняемых музыкальных произведений в мире.

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".