Спартак

 

 

"Спартак"

 

 Фрагмент балета "Спартак" в исполнении

В. Васильева и Е. Максимовой

     «Балет задуман мною как монументальное повествование о мощной лавине античного восстания рабов в защиту свободы человеческой личности.

      Музыку я создавал тем же методом, каким создавали ее композиторы прошлого, когда обращались к историческим темам: сохраняя свой почерк, свою манеру письма, рассказывали о событиях через призму своего художественного восприятия… Балет «Спартак» представляется мне как произведение с острой музыкальной драматургией, с широко развернутыми художественными образами и конкретной, романтически взволнованной интонационной речью. Все достижения современной музыкальной культуры я считал необходимым привлечь для раскрытия высокой темы Спартака. Поэтому балет написан современным языком, с современным пониманием проблем музыкально-театральной формы», — говорил Арама Хачатурян о другом своем балете «Спартак».

     Вновь к жанру балета он обратился в начале 50-х гг. Только в отличие от «Гаянэ», теперь композитор имел на руках отличный сценарий, над которым трудился один из ведущих драматургов балетного театра Н.Д. Волков.

      Примечательно, что мысли о Спартаке, как герое балета давно волновали Хачатуряна. И тут такая удача! Первоклассная драматургия, основанная на трудах Аппиана и Плутарха, где точно воспроизведена эпоха, исторические факты, личности.

     «Приступаю с чувством огромного творческого волнения», — написал 9 июля

1950 г. Хачатурян на первой странице партитуры балета «Спартак». На последней странице авторская ремарка гласит: «Три с половиной года длилась работа над "Спартаком". Окончил 22 февраля 1954 г. Арам Хачатурян».

      По жанровым признакам "Спартак" — это исторический роман на балетной сцене. В поисках вдохновения Хачатурян предпринял специальную поездку в Италию. Там он изучал античные картины, скульптуры, осматривал сооружения Древнего Рима, триумфальные арки, созданные руками рабов, казармы гладиаторов, Колизей, часто хаживал по тем местам, по которым когда-то шел Спартак со своими сподвижниками. Так рождались основные музыкальные образы его будущего произведения.

     И в тоже время композитор не пытался стилизовать музыку под историческую эпоху. Работая над «Спартаком», Хачатурян поступал подобно композиторам прошлого — он рассказывал о старине, сохраняя свой индивидуальный стиль. Поэтому музыкальный язык балета — современен. Основные персонажи обрисованы повторяющимися музыкальными темами. В основе драматического конфликта — противопоставление двух миров: Рима во главе с Крассом и мира рабов во главе со Спартаком. Оба эти мира так же имеют свою музыкальную тему.

     Среди картин балета особенно выделятся такие, как «Триумф Рима», «Восстание гладиаторов», огромная, слагающаяся из 13 эпизодов картина «Пир у Красса», трагический эпилог, начинающийся битвой и кончающийся Реквиемом.

     Впервые балет был поставлен на сцене Ленинградского театра имени С.М. Кирова в 1956 г., а в Большом театре в Москве — в 1958 г.

     Сохраняя почти неприкосновенной основу музыкальной и сценической драматургии «Спартака», разные балетмейстеры предлагали свое решение спектакля. На одной только сцене Большого театра «Спартак» ставили трижды: И. Моисеев, Л. Якобсон и Ю. Григорович.

 

СПАРТАК

 

 

 

Действующие лица: Спартак, Фригия, Эгина, Гармодий, Красе, умирающий раб, Лентулл Батиат, глашатай, египтянка, африканец, нумидиец, галл, афинский шут, этруски, гадитанские девы, гетеры, мимы, центурионы, сподвижники Спартака

 

 Краткое содержание

 

     Римский полководец Красе возвращается из похода с победой. Ликующая толпа приветствует прославленных в боях легионеров.

 

     В золотую колесницу Красса впряжены пленные рабы. Среди них — фракиец Спартак. Его исполинская фигура полна силы и достоинства. Рядом с ним — его возлюбленная, молодая фракийка Фригия, и юноша Гармодий.

 

     В толпе римской знати патрициев и сенаторов, встречающих Красса,— его наложница, куртизанка Эгина.

 

     Рынок рабов. Торг начинается продажей египетской танцовщицы. Ее разлучают с матерью. Спартака и скованного с ним цепью Гармодия покупает владелец школы гладиаторов Лентулл Батиат. Горестна минута расставания Фригии и Спартака. Фригию покупает Эгина.

 

     Цирк. В центре амфитеатра — ложа Красса и Эгины. Начинаются бои гладиаторов. Сражаются галл, нумидиец и африканец. Раненый нумидиец просит даровать ему жизнь, но толпа требует убить его. На арену выходят два гладиатора. Один из них гибнет; умирая, он посылает проклятие Риму. Всеобщее внимание привлекают два отряда: гладиаторов. Закипает яростный бой. Чудеса храбрости и ловкости показывает Спартак. Он побеждает, ему восторженно рукоплещет толпа.

 

     Площадь перед дворцом Красса. Фригия изливает Спартаку свое горе, жалуется на тяжкую жизнь в неволе и разлуке.

 

     Под покровом ночи Спартак условливается со своими сподвижниками о тайной встрече. Их замечает Эгина. Желая раскрыть их замысел, она очаровывает одного из заговорщиков — юного Гармодия.

 Сцена из балета "Спартак"

 

 

    Празднество в честь бога Сатурна (сатурналии). Тол--} па славит его вакхическими плясками. Из дворца на роскошных носилках выносят Красса. Один из рабов, несущих I носилки, споткнулся. Красе приказывает убить его. Телохранитель Красса пронзает раба кинжалом. Все в ужасе  замирают.

 

     На тайной встрече Спартак призывает своих сподвижников начать восстание. Верность делу борьбы за освобождение заговорщики скрепляют клятвой.

 

     Спартак проникает в каменную тюрьму гладиаторов. и зовет заключенных поднять восстание: лучше смерть на': поле брани, чем на арене цирка, на потеху толпе! Вот уже разбиты цепи, снята стража. Спартак открывает ворота тюрьмы и уводит за собой восставших.

 

     Широкой огненной рекой разливается по Италии восстание рабов. Победу за победой одерживают войска Спартака. Римляне склоняют «орлы» — знаки своих легионов — перед вождем восставших рабов.

 

     Военачальники Спартака возвращаются из похода с пленными легионерами, награбленным добром, бочонками вина и гетерами. Среди гетер скрывается Эгина. Она приводит Гармодия в палатку пирующих военачальников.

 

     Неожиданно появляется Спартак. Он приказывает немедленно изгнать из лагеря гетер. Гармодий протестует. Между группой военачальников и Спартаком возникает ссора. Давно назревавший конфликт приводит к расколу лагеря. Группа недовольных военачальников вместе со сво-ями воинами покидает лагерь Спартака. Эгина увлекает за собой Гармодия. Со Спартаком остаются только верные делу свободы его сподвижники.

 

     Пир у Красса. Эгина рассказывает полководцу, что ей удалось привести рассорившегося со Спартаком Гармодия, а также о расколе среди восставших. Красе отдает приказ напасть на лагерь отколовшихся от Спартака.

 

     Эгина остается наедине с Гармодием. Проходит ночь. Пир возобновляется. Красе велит привести Гармодия. Распахиваются пурпурные занавеси. Гармодий с ужасом видит распятых на крестах гладиаторов, своих недавних сподвижников. Он понимает, что его предала Эгина, и порывается убить ее, но его схватывают и закалывают. Красе и Эгина покидают пиршество.

 

     Рабы во главе со Спартаком стремительно врываются во дворец. Им навстречу радостно устремляются Фригия и рабы Красса.

 

     В сражении с легионерами Красса Спартак терпит поражение и отступает. Фригия благословляет его на новые битвы; она подает Спартаку щит, целует его меч. Она сердцем предчувствует надвигающуюся катастрофу.

 

     Римляне наступают. Окруженные несметными полчищами, гибнут в жестоком бою спартаковцы. Гибнет и Спартак.

 

     Звучит сигнал отбоя. Войска римлян уходят.

 

     Ночь. Мгла окутывает поле битвы. Появляется скорбная Фригия, отыскивающая тело Спартака. В зловещей тишине она оплакивает павшего героя.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".