Опера "Кардильяк"

 

 

Опера и симфония "Художник Матис"

     Опера "Художник Матис" написана в годы, когда Германия попала под власть Гитлера и его сподвижников. Хиндемит, как и многие прогрессивно мыслящие художники того времени, попытался создать произведение, где насилию и грубости будут противопоставлены высокие идеи гуманизма. Композитор решил эту задачу через трагическую судьбу художника эпохи Ренессанса в условиях гнета и террора. Таким образом, Хиндемит использовал метод исторического иносказания - в сюжете XVI в. легко узнаваема современная Хиндемиту фашистская Германия.

      Заглавный герой оперы (созданной на основе собственного либретто в 1934 г.) и, написанной в том же году симфонии, "Художник Матис" - личность реальная. Это художник Матиас Нойтхардт (1460-1528), больше известный по имени Матиас из Грюнвальда. В XVI в., в годы крестьянских войн, в годы волнений и смуты он создал светлейший Изенгеймский алтарь, шедевр на все времена.

     Опера состоит из семи картин, но уже первая дает представление о ее идейной направленности.

     Солнечным весенним утром Матиас работает над украшением церковной галереи. Внезапно в ворота церковного двора вбегает раненый вождь восставших крестьян - Швальб, с ним - его дочь Регина. И когда Швальб приходит в себя, Матиас выслушивает его взволнованный рассказ о притеснениях, чинимых власть имущими над крестьянами. Матиас отдает Швальбу своего коня, и тот бежит. Когда же в церковный двор врывается погоня, художник смело говорит о том, что помог бежать вожаку крестьянского восстания.

     Опера "Художник Матиас" была поставлена в Цюрихе в 1937 г. Однако куда большим успехом у публики стала пользоваться симфония Хиндемита.

     Симфония "Художник Матис" написана на материале оперы. Она состоит из трех частей, по триптиху Матиаса из Грюневальда, украшающему алтарь Изенгеймского монастыря: "Концерт ангелов", "Положение во гроб" и "Искушение св. Антония". За основу первой части взята увертюра к опере, тема которой напоминает старинную немецкую песню "Поют три ангела". Во второй части на фоне струнных инструментов вырисовывается флейта, а для последней части композитор избрал свободную рапсодическую форму, включающую почти речевые интонации инструментов. И в заключение - торжественно и радостно звучит "Аллилуйя", в данном контексте имеющее значение не культового восклицания, а убежденности в торжестве света над тьмою.

         

 

 

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".