| 
      Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 г. в Венеции. Мальчик появился на свет недоношенным и из-за смертельной опасности был тут же крещен повивальной бабкой под именем Антонио Лучио. Антонио выжил, но всю жизнь отличался слабым здоровьем (страдал припадками удушья, не мог подниматься по лестнице и ходить пешком), что, однако с лихвой восполнялось его кипучей внутренней силой и энергией.     
    Музыкальное дарование Вивальди проявилось рано. Известно, что уже в возрасте десяти лет он замещал своего отца - музыканта капеллы собора святого Марка в Венеции, - который обучил сына игре на скрипке.  
     Точных сведений о дальнейшем музыкальном образовании Антонио Вивальди нет, однако существует версия, что мальчик занимался композцией у известного Дж. Легренци. Так же есть предположение, что первое его самостоятельное сочинение относится к 1691 г.  
     Многолетняя деятельность отца Вивальди в соборе Св. Марка во многом определила дальнейший выбор Антонио. В 1693 г., согласно документам, он получил тонзуру и звание "вратаря" (низшая степень священства), а в 1703 г. принял сан священника. Почти все предшествующее этому событию время Вивальди посвящал музыке и снискал себе репутацию выдающегося скрипача-виртуоза.  
     Вскоре после принятия сана Вивальди был приглашён в качестве руководителя классов скрипки, пения и оркестра в венецианскую женскую консерваторию "делла Пьета", известную как одну из лучших музыкальных школ для девочек. В период своей работы в "делла Пьета" Вивальди было создано огромное количество духовной и светской музыки, особенно инструментальной. Начиная с 1705 г. произведения композитора активно издаются в Италии и за ее пределами.  
     В 1713 г. Вивальди официально стал главным композитором "Пьеты". К этому же времени относятся первые оперы композитора. А не прошло и пяти лет, как его слава на этом поприще распространилась далеко за пределы Венеции.  
     В 1718-1722 гг. Вивальди находился на службе у герцога Мантуанского, концентрируя в Италии и других европейских странах. Тогда же композитор познакомился с оперной певицей Анной Жиро - событие, которое в последствии столкнет Вивальди с церковными кругами. Когда после трехгодичного отсутстсвия Антонио вернулся в Венецию, Анна Жиро приехала вместе с ним, вскоре получив от венецианцев прозвище "подруга рыжего священника".  
     В 1725 г. Вивальди был отстранён от работы в "Пьета"  и продолжил концертные путешествия по крупнейшим городам Европы.  
    Однако причины конфликта композитора с представителями церкви были не только в Анне Жиро. Так, Вивальди едва не подвергся преследованиям инквизиции за то, что во время богослужения покинул алтарь, чтобы записать пришедшую ему в этот момент удачную музыкальную мысль. И лишь то, что композитора обьявили ненормальным, спасло его от тяжелых последствий.  
   После десяти лет концертных поездок и успешных представлений его сочинений в 1735 г. Вивальди вновь на короткий срок стал капельмейстером в "Пьете". Однако новое столкновение с церковью не заставило себя ждать. В 1737 г. апостольский нунций в Венеции запретил ему от имени кардинала Руффо въезд в Феррару. «Это потому, — говорил Вивальди, — что, будучи духовным лицом, я не служу обедни и пользуюсь расположением певицы Жиро».  
     Знаменательно, что Ш. де Бросс, который познакомился с Вивальди в 1739 г., писал из Венеции: «К моему большому изумлению, я нашел, что его здесь ценят далеко не столь высоко, как он того заслуживает, — здесь, где все зависит от моды, где слишком долго слушали его вещи и где прошлогодняя музыка уже не делает сборов».  
     В результате композитор покинул Венецию и переехал в Вену.   
    Здесь, в бедности, Антонио Вивальди умер в 1741 г.  
   
Музыкальное наследие:  
Оперы: "Роланд - мнимый безумный" (Orlando fiato pozzo, 1714 г.), "Нерон, ставший Цезарем" (Nerone fatto Cesare, 1715 г.), "Коронация Дария" (L'incoronazione di Daria, 1716 г.), "Обман, торжествующий в любви" (L'inganno trionfante in amore, 1725 г.), "Фарначе" (1727 г.), "Кунегонда" (1727 г.), "Олимпиада" (1734 г.), "Гризельда" (1735 г.), "Аристид" (1735 г.), "Оракул в Мессении" (1738 г.), "Ферасп" (1739 г.) 
  
Оратории: "Моисей, бог фараона" (Moyses Deus Pharaonis, 1714 г.), "Торжествующая Юдифь" (Juditha Triumphans devicta Holo-fernis barbarie, 1716 г.), "Поклонение волхвов" (L'Adorazione delli tre Re Magi, 1722 г.) 
  
Светские кантаты: в том числе 37 для голоса с бассо континуо, 14 для голоса со струн, оркестром большая кантата "Глориа и Гименей" (1725 г.) 
  
Серенады для 1-4 голосов: в том числе "Празднующая Сена" (La Senna festeg-giante, 1729 г.) 
  
Культовая музыка (около 55 произведений): в том числе Stabat Mater, мотеты, псалмы и др. 
  
Инструментальные произведения: 76 сонат (с бассо континуо), в том числе 30 для скрипки, 19 для 2 скрипок, 10 для виолончели, 1 для скрипки и виолончели, 2 для лютни и скрипки, 2 для гобоя; 465 концертов, в том числе 49 кончерти гросси, 331 для одного инструмента с бассо континуо (228 для скрипки, 27 для виолончели, 6 для виоль д'амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины) 38 для 2 инструментов с бассо континуо (25 для скрипки, 2 для виолончели, 3 для скрипки и виолончели, 2 для валторн, 1 для мандолин), 32 для 3 и более инструментов с бассо континуо.   | 
  Этапы творческого пути:  
 
| 
 1678 г.    | 
 В Венеции родился композитор, скрипач и дирижер Антонио Вивальди   |  
| 
 1703 г.   | 
 Принял сан священника   |  
 
| 
 1703-1725 гг.   | 
 Вивальди - дирижер оркестра и руководитель концертов  |  
| 1712 г. | 
В Амстердаме выходят 12 концертов для одной, двух и четырех скрипок с сопровождением  |  
| 
 с 1713 г.     | 
 Руководитель оркестра и хора в "делла Пьета" в Венеции   |  
| 
 1714 г.   | 
 Опера "Роланд - мнимый безумный"   |  
| 
 1715 г.   | 
 Опера "Нерон, ставший Цезарем"  |  
| 1716 г. | 
Оратория "Юдифь торжествующая" |  
| 
 1718 -1722 гг.   | 
 Состоял на службе у герцога Мантуанского  |  
| 1723 г. | 
Премьера в Риме оперы Вивальди "Геркулес на Термодонте" |  
| 1724 г. | 
 Опера «Юстин и Добродетель, торжествующая над любовью и ненавистью»  |  
| 1725 г. | 
В Амстердаме изданы "Времена года" |  
| 
 1735 г.   | 
 Некоторое время работал капельмейстером в "Пьете"   |  
| 
 1740 г.   | 
 Последнее исполение музыки Вивальди в "Пьете"    |  
| 
 1741 г.   | 
 Скончался в Вене  |    |