Опера "Вольный стрелок". Краткое содержание

 

 

Опера "Вольный стрелок". Краткое содержание

 Вольный стрелок. Макс. Эскиз костюма к опере Вольный стрелок. Германия, XIX в.

Вольный стрелок. Агата. Эскиз костюма. Германия, XIX в.

     “Этим новым большим произведением композитор воздвиг себе памятник, который создаст эпоху в истории немецкой оперы… После Моцарта не было написано ничего более значительного в области немецкой оперы, чем бетховенский Фиделио и Вольный стрелок. Новое в форме и выражении, сила и смелость, даже острота в гармонии, редкое богатство фантазии, непревзойдённая передача настроения, где нужно – поразительная глубина, при этом всё отмеченное печатью оригинальности – таковы элементы, из которых Вебер соткал своё произведение” , - написал Э.Т. Гофман в своей статье о постановке оперы “Вольный стрелок”.

     Премьера "Вольного стрелка" ("Волшебный стрелок") состоялась в Берлине в 1821 г. Либретто было написано хорошим знакомым композитора - Ф. Киндом - по новелле из «Книги призраков» немецкого писателя Апеля, в основу которой легли старые саксонские легенды. От первоисточника оно отличается прежде всего тем, что в столкновении добра и зла у Кинда побеждают светлые силы. Уже после представления Вебер напишет своему либреттисту: "Наш стрелок попал точно в цель".

     Легендой, которая стала драматическим фундаментом первой романтической оперы Карла Вебера, композитор заинтересовался еще 1810 г., однако к разработке ее приступил не раньше 1817 г. Широко распространенная в Чехии и Германии, она рассказывает о юноше, который заключил сделку с дьяволом - уже здесь видна характерная завязка для типично романтической истории. Вебера этот сюжет привлек еще и тем, что давал возможность одновременно описать как традиционный немецкий быт, так и дать волю своему романтическому воображению, рисуя фантастические образы и лесную природу.

     Поэтому, с одной стороны, музыка "Вольного стрелка" пронизана мелодиями немецких народных песен и танцев, а, с другой, резкими гармониями, драматически напряженными темами, где большую роль играет оркестр.

    Особенной выразительностью отличается музыка увертюры, в которой Вебер стремительно движется к будущему, освобождаясь от оков оперного искусства прошлого. Его увертюра не только целиком построена на мотивах, взятых из оперы - она обозначает драматический конфликт произведения, показывает основные противоборствующие силы, раскрывает главную идею.

     История охотика Макса и его возлюбленной Агаты, бесподобно в своей простоте воплощенная Карлом Вебером, незамедлительно принесла композитору славу основоположника немецкой национально-романтической оперы. В обстановке бурного национально-освободительного подъема "Вольный стрелок" был встречен не только как необыкновенное художественное событие, но и как произведение глубоко патриотическое. Бетховен, услышав новую оперу, с удивлением сказал, что не ожидал этого от столь мягкого человека и что Веберу следует писать оперу одну за другой.

     Обобщив искания ранних композиторов-романтиков (Э. Т. А. Гофман, Л. Шпор), Вебер предвосхитил таких композиторов, как Беллини, Доницетти и Россини, поставившего "Вильгельма Телля" в 1829 г.

 

 

 

 ВОЛЬНЫЙ СТРЕЛОК

 

Романтическая опера в трех действиях

 

Действующие лица:

Граф Оттокар........................................................................................... баритон Куно, графский лесничий................................................................................. бас

Агата, его дочь......................................................................................... сопрано Анхен, её подруга.......................................................................................сопрано Каспар, егерь....................................................................................................бас Макс, егерь...................................................................................................тенор Пустынник........................................................................................................бас Килиан.......................................................................................................баритон Самиель, "чёрный охотник" (без пения)

Крестьяне, охотники, девушки, музыканты, духи и призраки

Действие происходит в Богемии после Тридцатилетней войны (в 1690 г.)

 

Краткое содержание

Действие первое. 
     

     Площадь в деревне с мишенью для стрельбы. Крестьянин Килиан лучше всех попадал в цель и получил кличку "стрелкового короля". Крестьяне поздравляют "короля". Общее веселье не разделяет егерь Макс. Он не попал в цель и, мрачный, сидит в стороне. Килиан начинает высмеивать плохого стрелка. К нему присоединяются и крестьяне. Макс долго терпеливо переносит все шутки, но потом не выдерживает и вступает в драку. В эту минуту к толпе подходит лесничий графа Оттокара Куно и останавливает Макса. Куно, считавший Макса прекрасным стрелком, удивляется его несчастью и выражает надежду, что в завтрашнем публичном состязании в стрельбе Макс окажется победителем. Лесничий рассказывает историю этого состязания: лесник одного из предков нынешнего владетельного графа однажды подстрелил оленя, к спине которого крестьянами был привязан вор; и с тех пор, по распоряжению графа, звание лесничего предоставляется лишь тому из кандидатов, кто окажется победителем на состязании в стрельбе. Для Макса завтрашнее состязание имеет огромное значение: если он не попадёт в цель, Куно никогда не выдаст за него свою дочь Агату. Максу кажется, что его преследует судьба, и его тревожит исход предстоящего соревнования. Появляется его товарищ егерь Каспар и злорадно смеётся над ним. Куно успокаивает Макса, советуя ему положиться на провидение. Когда все уходят, Каспар поит Макса вином, старается развлечь его песнями и уговаривает запастись волшебными пулями от призрака-охотника Самиэля. Одну из таких пуль Каспар даёт Максу, и тот расстреливает ею орла. Макс договаривается с Каспаром о встрече в полночь в проклятом месте, называемом "волчьим оврагом". Каспар торжествует: он теперь не сомневается в том, что ему удастся отомстить Агате, от которой он получил отказ.

 

Действие второе.

 

Картина первая 
   Комната в доме лесничего Куно. Агата сидит за шитьём. Её подруга Анхен, стоя на стуле, прибивает к стене портрет какого-то предка, который падает в ту минуту, когда Макс застрелил орла. Агата находится в мрачном настроении, предчувствуя что-то недоброе. Анхен напоминает ей о предстоящей свадьбе, старается развлечь её шутками и затем уходит. Агата наедине предаётся мечтам о Максе, молится за него и, заметив его издали, радостно идёт ему навстречу. Входят Макс и Анхен. Макс заявляет девушкам, что ему удалось застрелить оленя; олень свалился в "волчий овраг" и, несмотря на поздний час, Макс должен отправиться за ним сейчас, чтобы поутру кто-нибудь не унёс его. Девушки тщетно уговаривают Макса не ходить в полночь в проклятое место. Макс не внимает их мольбам и, уверяя, что его влечёт туда судьба, убегает.

Картина вторая
     "Волчий овраг". Каспар в ожидании Макса заключает договор с демоническим охотником Самиэлем, которому он продаёт свою жизнь. Но затем вместо себя предлагает Макса. Призрак загадочно отвечает: "Он или ты". В это время с вершины в овраг спускается Макс, его удерживает тень матери, но Самиэль вызывает призрак Агаты, и Макс после некоторого колебания сходит вниз. Макс принимается за приготовление семи волшебных пуль из материала, доставляемого Каспаром. Их окружают адские видения. При последней, самой роковой пуле, появляется призрак Самиэля, и оба егеря падают полумёртвые от ужаса на землю.



Действие третье.

 

Картина первая
     Комната Агаты. Агата молится. Мрачные предчувствия не покидают её. Она убита печалью. Появляется Анхен и снова старается развлечь её. Мало-помалу это ей удаётся. Анхен рассказывает подруге, как однажды её тётке являлся призрак, оказавшийся цепной собакой. Затем приходят дружки, поздравляющие Агату как невесту Макса. Но и тут не обходится без дурного предзнаменования: дружки вместо свадебного принесли по ошибке могильный венок. Весёлая Анхен не перестаёт шутить, стараясь отвлечь внимание Агаты от этого печального случая.

Картина вторая
     Глухой лес. Проходят охотники с весёлой песней. Среди них Макс и Каспар. У Макса осталась только одна пуля, и он просит ещё одну у Каспара. Но тот отказывает ему в этом и убивает своей шестой пулей лисицу. Таким образом для предстоящего состязания у Макса остаётся только одна роковая, седьмая пуля.

Картина третья
     Площадь, на которой должно состояться состязание в стрельбе. Граф Оттокар, владелец лесничества, приказывает Максу выстрелить в белого голубя на лету. В то время как Макс уже начинает прицеливаться, на горе показывается Агата, сопровождаемая старцем-пустынником, и в испуге кричит Максу, чтобы он не стрелял. От этого окрика у Макса дрогнула рука. Он застрелил не голубя, а спрятавшегося за деревом Каспара. Раздаётся злобный хохот Самиэля. Агата падает без чувств; потом она постепенно приходит в себя. Граф Оттокар приходит в ярость от неудачного выстрела и грозит изгнать негодного стрелка из своей страны. За Макса вступается благочестивый старец. Он сообщает графу о коварных проделках Каспара и просит дать Максу на исправление год, а обычай состязания уничтожить навсегда. Граф уступает к великой радости Агаты и Макса, счастливому союзу которых теперь ничто уже не может помешать.



НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".