Рубинштейн А. Г.

 

 

Рубинштейн Антон Григорьевич

(1829–1894)

 

     « Царем пианистов» называли Антона Рубинштейна любители музыки всего мира. Его игра покоряла слушателей богатырским размахом, героическим подъемом, порывистой страстностью, а одновременно нежностью и грацией. Еще, будучи мальчиком, он поразил своей игрой таких европейских титанов, как Обер, Шопен, Лист.

     Ф. Лист  даже назвал его наследником своей игры.

     «Воспроизведение — это второе творение. Обладающий этой способностью сумеет представить прекрасным сочинение посредственное, придав ему оттенки собственного изображения; даже в творениях великого композитора он найдет эффекты, на которые тот или забыл указать, или о которых не думал» (А. Рубинштейн ст. «Русская музыка», 1861 г.)

 

 

     Родился Антон Рубинштейн 16 (28 ноября) 1829 г. в деревне Выхватинцы Подольской губернии в небогатой еврейской купеческой семье .

      Игре на фортепьяно его сначала обучала мать, а затем пианист А. И. Виллуан. Когда Антону было всего десять, он уже выступал в Москве, как пианист, затем концертировал за границей. С одиннадцати лет начал пробовать себя в качестве сочинителя музыки. В начале 40-х гг. были изданы первые его сочинения.

     В Берлине занимался композицией с немецким теоретиком З.В. Денном.

     Во время зарубежных гастролей в 50-х гг. общался с одним из величайших пианистов всех времен — Ф. Листом, оказавшим существенное влияние на творческое развитие Рубинштейна.

     В 1848 г. вернулся в Россию и поселился в Петербурге. Выступал как пианист и дирижёр (в основном с собственными произведениями). К этому времени относятся серия его фортепьянных пьес и опера «Дмитрий Донской».

     В конце 50-х гг. Антон Рубинштейн активно занимался музыкально-общественной деятельностью. Так, по его инициативе в 1858 г. была создана Певческая академия, в 1859 г. — Русское музыкальное общество , а в 1862 г. в Петербурге — первая в России консерватория, директором которой Рубинштейн был до 1867 г. и в 1887–1891 гг.

     В 80-х гг. композитор и пианист Рубинштейн разработал проекты организации в России общедоступных концертов и оперных спектаклей, государственных правительственных консерваторий, музыкального воспитания в школах.

     Большое значение имели циклы Исторических концертов в 1885–1886 гг., проводимых в России и ряде европейских стран. Они призваны были показать эволюцию фортепьянной музыки от ее истоков до сочинений русских композиторов конца XIX в.

    Последние годы жизни (1891–1894 гг.) Рубинштейн жил в Дрездене, выезжая оттуда только на благотворительные концерты, занимаясь литературной и педагогической работой (здесь у него учился И. Гофман) и сочиняя музыку.

    Число его музыкальных сочинений достигло 119, не считая 12 опер и немалого количества фортепьянных пьес и романсов, не помеченных как opus.

     Умер Рубинштейн в Петергофе 8 ноября 1894 г.

 

Музыкальное наследие:

Оперы: «Куликовская битва» («Дмитрий Донской», по трагедии В. А. Озерова, 1850 г.), «Месть» («Хаджи-Абрек», по М. Ю. Лермонтову, 1852 г., не поставлена), «Демон» (по Лермонтову, 1871 г.), «Нерон» (1876 г.), «Купец Калашников» (по Лермонтову, 1879 г.), «Суламифь» (библейское сценическое представление, по «Песне песней» Соломона, 1883 г.), «Горюша» (по повести «Хмелевая ночь» Аверкиева, 1888 г.) и др.

 

Духовные оперы и оратории: «Потерянный рай» (текст по Дж. Мильтону, ор. 54, 1856 г.), «Вавилонское столпотворение» (текст Ю. Роденберга, ор. 80, 1869 г.), «Моисей» (текст С. Г. Мозенталя, ор. 112, 1892 г.), Христос (по поэме Г. Бультгаупта, ор. 117, 1893 г.)

 

Балет: «Виноградная лоза» (1882 г.)

 

Кантата: «Утро» (для мужского хора с оркестром, слова Я.П. Полонского, ор. 74, 1866 г.)

 

Произведения для оркестра: 6 симфоний (F-dur, ор. 40, 1850 г.; «Океан», C-dur, ор. 42, 4-частная редакция 1851, 6-частная-1863 г., 7-частная-1880 г.; A-dur, op. 56, 1855 г.; «Драматическая», d-moll, op. 95, 1874 г.; «Русская», g-moll, op. 107, 1880 г.; a-moll, op. III, 1886 г.), музыкально-характеристические картины «Фауст» (ор. 68, 1864 г.), «Иван IV Грозный» (ор. 79, 1869 г.), «Дон Кихот» (ор. 87, 1870 г.)

 

Произведения для фортепиано с оркестром: 5 концертов (e-moll, ор. 25, 1850 г.; F-dur, op. 35, 1851 г.; G-dur, op. 45, не позже 1854 г.; d-moll, op. 70, 1864 г.; Es-dur, op. 97, 1874 г.), Русское каприччио (c-moll, op. 102, 1878 г.)

 

Произведения для скрипки с оркестром: концерт (G-dur, ор. 46, 1857 г.)

 

Камерно-инструментальные ансамбли: 3 сонаты для скрипки и фортепиано (G-dur, ор. 13, 1851 г.; a-moll, op. 19, не позже 1853 г.; h-moll, op. 98, 1876 г.), соната для альта и фортепиано (f-moll, ор 49, 1855 г.), 5 фортепианных трио (F-dur, g-moll, оба ор. 15, ок. 1851 г.; B-dur, ор. 52, 1857 г.; a-moll- A-dur, op. 85, 1870 г.; c-moll, op. 108, 1883 г.), 10 струнных квартетов (G-dur, c-moll, F-dur, op. 17, 1852–1853 гг.; E-dur, B-dur, D-dur, op. 47, 1856 г.; g-moll, e-moll, op. 90, 1871 г.; As-dur, f-moll, op. 106, 1880 г.), фортепианных квартет (G-dur, op. 66, не позже 1864 г.), струнный квинтет (F-dur, ор. 59, 1859 г.), фортепианный квинтет (g-moll, ор. 99, 1876 г.)

 

Произведения для фортепиано в 2 руки: свыше 200 пьес, среди которых 4 сонаты (E-dur, ор. 12; c-moll, ор. 20, обе не позже 1854 г.; F-dur, ор. 41, 1855 г.; a-moll, op. 100, 1877 г.), «Каменный остров» (24 пьесы, ор. 10, не позже 1855 г.), «Петербургские» вечера (6 пьес, ор. 44, не позже 1860 г.), «Смесь» (1872–1873 гг.), «Музыкальные вечера» (9 пьес, op. 109, 1884 г.) и др.

 

Хоры a cappella: в том числе З песни для мужского хора (ор. 61, не позже 1861 г.), 6 песен для смешанного хора (ор. 62, не позже 1861 г.); Стихи и Реквием по Миньоне из «Вильгельма Мейстера» Гёте (для баритона, тенора, сопрано, мужского квартета и хора с фортепиано, ор. 91, 1872 г.)

 

Песни и романсы (около 170):   6 басен И. А. Крылова (без op., 1849–1850 гг.), 6 песен (op. 8, 1850 г., в том числе «Цветок» — на слова В. А. Жуковского, «Желание» — на слова М.Ю. Лермонтова), 12 песен (Персидские песни) на слова Мирза Шафи в переводе на немецкий язык Ф. Боденштедта (ор. 34, 1854 г.), 6 песен на слова Г. Гейне (ор. 32, не позже 1856; N 6 - Азра), 12 романсов (ор. 78, не позже 1867 г.; № 1. «Еврейская мелодия», на слова М.Ю. Лермонтова; № 6. «Узник», на слова А. С. Пушкина), 12 романсов на слова А. К. Толстого (ор. 101, 1877 г.), «Баллада» («Перед воеводой молча он стоит») на слова И. С. Тургенева (без op., 1891 г.)

 

Произведения для голоса с хором: «Русалка», на слова М.Ю. Лермонтова (ор. 63, не позже 1861 г.)

Этапы творческого пути:

16 (28) ноября 1829 г.

Родился в д. Выхватинцы

1839 г.

Первое публичное выступления пианиста Антона Рубинштейна

Начало 40-х гг.

Изданы первые его сочинения

1840–1843   гг .

Г астроли в Европе

1844 -1849 гг.

Живёт и учится за границей

1850 г.

Пишет свою первую оперу — «Куликовская битва» («Дмитрий Донской»)

1854–1858 гг.

Уехал за границу, где с успехом концертировал в странах Западной Европы

1956 г.

Написана оратория «Потерянный рай»

1858 г.

По инициативе и под  руководством Рубинштейна была организована Певчая академия

1859 г .

Н ачалась деятельность Русского музыкального общества

1862 г .

О ткрылись Музыкальные классы, впоследствии ставшие Консерваторией

1871 г.

Завершена опера "Демон"

1872–1873 гг.

С успехом выступал со скрипачом

Г. Венявским в США

1885–1886 гг.

Исторические концерты, проводимые в России и в ряде европейских стран

1890 г.

Организован Международный конкурс пианистов и композиторов

им. Рубинштейна

1891 г.

Переезжает в Дрезден

8 ноября 1894 г.

Скончался в Петергофе

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".